<<
Все новости
24 декабря состоялась открытая лекция кандидата философских наук, ведущего научного сотрудника Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына Натальи Ликвинцевой «Россия и русская катастрофа в судьбе и творчестве матери Марии (Скобцовой)».
«Не со стороны, не как историки, не холодным
разумом знали мы, что Россия погибает,
а каждый своим личным опытом ощущал эту гибель».
Мать Мария (Скобцова)
24 декабря состоялась открытая лекция кандидата философских наук, ведущего научного сотрудника Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына Натальи Ликвинцевой «Россия и русская катастрофа в судьбе и творчестве матери Марии (Скобцовой)». Лекция была посвящена 125-летию со дня рождения матери Марии и грядущему в 2017 году столетию русской революции.
Монахиня Мария (Скобцова) (Е.Ю. Кузьмина-Караваева, преподобномученица Мария Парижская) – выдающаяся подвижница ХХ века, поэт, богослов, мыслитель, деятель французского Сопротивления в годы Второй мировой войны. Родившись в аристократической семье, она пришла к вере через религиозно-философские и поэтические искания в кругу художников и философов Серебряного века, прошла через трудности эмиграции, смерть детей, в годы войны спасала от гибели евреев, возвращала человеческий облик своим соотечественникам в Париже и погибла в газовой камере концлагеря Равенсбрюк накануне освобождения.
Революционные события глубоко затронули жизнь страны и каждого человека в отдельности: не обошли они и Елизавету Кузьмину-Караваеву. К 1917 году в её жизни происходят коренные изменения: она приходит к Богу, в церковь, ведёт активную политическую деятельность, состоя в партии эсеров, порывает с культурой Серебряного века, к которой принадлежит её раннее поэтическое творчество. В эти годы будущая мать Мария писала помимо философских, богословских, общественно значимых статей, мемуарные очерки, а также три художественные повести, ставшие предметом подробного разбора в лекции. Примечательно, что одну из повестей, «Равнину русскую», многие исследователи связывают с Тверью, узнавая местные реалии в топографических деталях повествования.
Н.А. Ликвинцева много говорила о теме исторической памяти в творчестве матери Марии, о философском и художественном осмыслении ею русской революции как исторической и антропологической катастрофы. Нам повезло услышать о творческом пути монахини Марии из первых уст: Наталья Александровна один из ведущих специалистов по творчеству матери Марии (Скобцовой) (Е.Ю. Кузьминой-Караваевой), научный редактор полного собрания сочинений м. Марии, выходящего в издательстве «Русский путь», уже не в первый раз выступает в нашей библиотеке. Наша гостья в последнее время глубоко и подробно занимается текстами матери Марии, ей приходилось расшифровывать рукописи – а они, по многочисленным отзывам, совершенно нечитаемы: почерк матери Марии разбирала и переписывала для издания её мать, Софья Борисовна Пиленко, которая на 17 лет пережила дочь, не дожив двух месяцев до 100-летнего юбилея.
Вела встречу кандидат филологических наук, преподаватель Свято-Филаретовского института, председатель Свято-Мариинского православного братства Лидия Крошкина. В зале собрались наши читатели, преподаватели тверских вузов, творческие люди города, члены православного Свято-Мариинского братства, по чьему приглашению Наталья Александровна и приехала в Тверь. Мы благодарим нашу гостью и ждём новых встреч!
|