<<
Все новости
14 декабря в рамках договора о сотрудничестве с МОУ СОШ № 25 г. Твери в Региональном центре Президентской библиотеки состоялся четвертый «Библиотечный Открытый урок-лекция» для учащихся 10-го класса, приуроченный к 195-летию со дня рождения русского писателя, философа и публициста Ф.М. Достоевского.
Открывая урок-лекцию, преподаватель русского языка и литературы МОУ СОШ № 25 Абрасина Алла Матвеевна посвятила учащихся в особенности исторического развития России и политических течений середины XIX века, оказавших влияние на жизненный и литературный путь Ф.М. Достоевского, тонкости его личной жизни, религиозные взгляды и основы мировоззрения, в многогранность творческих исканий писателя через призму основных сюжетные линий изучаемых школьниками литературных произведений.
В свою очередь, специалистами РЦПБ был подготовлен доклад о тверском периоде жизни и творчества Ф.М. Достоевского «Обязался по отставке иметь жительство в Твери…», в котором подробным образом были рассмотрены сопряженные теме урока вехи биографии писателя: причастность к опальному кружку М.В. Буташевича-Петрашевского, последовавшие арест и гражданская казнь, сибирская каторга и ссылка, первый брак, переезд и четырехмесячный период пребывания писателя в г. Твери (с 19 августа по 19 (21) декабря 1859 г.), реализованные им в эту пору литературные замыслы и творческие планы.
Особый интерес учащихся вызвали произведения Ф.М. Достоевского, доработанные в г. Твери и изданные писателем в указанный период: двух-томное собрание сочинений, «Село Степанчинково и его обитатели», «Записки Мертвого дома», черновые наброски к роману «Униженные и оскорбленные», замыслы «Идиота» и «Бесов». Относительно двух последних романов, интерес слушателей проявился к упоминанию имени родного города в представленных произведениях.
«…в доме Гальянова, близ почтамта» Здание гостинице Гальяни в Твери на ул. Скорбященской (ныне ул. Володарского, 34), где Ф.М. Достоевский снимал 3 комнаты в период с 19 августа по 19 (21) декабря 1859 г. |
«Город разделен на две части большой рекой, через которую наведен плашкоутный, то есть понтонный, мост…» Фото: Тверь. Вид на Екатерининский монастырь, середина XIX в. |
В романе «Бесы» на окраине города, в соседстве с небольшой рощей, находится фабрика купцов Шпигулиных, прототипом которой является тверская текстильная фабрика «Рождественская мануфактура Каулина», основанная в 1853 г. (ныне Тверская прядильно-ткацкая фабрика им. А.П. Вагжанова). Фото: вид на ТФ «Рождественская мануфактура Каулина», вторая половина XIX в.
|
Черновые рукописи к роману Ф.М. Достоевского «Бесы» с пометами и рисунками автора. |
Внимание школьников особым образом было приковано к топографии романа «Бесы» при сопоставлении литературных описаний и исторических фоторепродукций Твери: учащиеся с неподдельной заинтересованностью пытались соотнести видовые части города с цитатами из текста романа.
В преддверии изучения школьниками романа «Преступление и наказание» внимание учащихся привлек мультимедийный сетевой проект «Достоевский на каждый день», посвящённый 150-летию романа «Преступление и наказание», авторами которого являются Библиотека им. Ф.М. Достоевского (Москва), студия RECsquare® и проект «Голос.Лаб», в котором сотрудники библиотеки писателя, дикторы, актеры театра и кино ставят целью привлечь внимание юного поколения к произведениям русского классика.
Вместе с тем, организаторами мероприятия был допущен игровой момент: к просмотру учащимся были предложены буктрейлеры к книге, созданные сверстниками. Удалось ли подвигнуть школьников к созданию собственной «короткометражки», покажет время.
Предметом особого внимания и изучения явилась юбилейная коллекция «Мир Достоевского: к 195-летию со дня рождения», подготовленная Президентской библиотекой и размещенная на официальном интернет-портале. Учащиеся смогли подробно ознакомиться с различными видами документов, вошедшими в данную подборку: цифровыми копиями текстов произведений, архивными, изо- и видео-материалами о жизни и творчестве писателя. Также школьникам был предложен к просмотру документальный фильм «Своё гнездо» Достоевского» (реж.: А. Танцырев) из собрания представленной коллекции, подготовленный Новгородским государственным объединенным музеем-заповедником совместно с Новгородским областным телевидением и рассказывающим о жизни семьи Ф.М. Достоевского в Старой Руссе и о произведениях, созданных писателем на Cтарорусской земле.
В заключении мероприятия сотрудниками РЦПБ было проведено анкетирование слушателей с целью определения возможности и результативности подобных встреч в дальнейшем. По результатам опроса можно смело сказать, что первый для сотрудников Регионального центра Открытый урок по предметной дисциплине «Литература», проведенный в тесном сотрудничестве с педагогами и учащимися состоялся и был более чем успешен.
В частности, и учителя, и школьники указали на важность подобных встреч, на крайнюю необходимость взаимного общения школы и библиотеки, на возможность использования полученных знаний в педагогической и учебной деятельности. Отрадно, что, как продолжение начинания, учащимися были предложены возможные темы Открытых уроков, сопряженные с творчеством русских писателей, среди которых имена А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, М.А. Булгакова, анализ их литературных произведений, страницы биографий писателей и исторических личностей, а также с событиями Великой Отечественный войны 1941-1945 гг., в том числе на тверской земле, уроки литературному краеведению.
Внимания заслуживают и возможные формы мероприятий: дискуссии, чтения, театральные инсценировки, встречи с историками и литераторами.
В ходе урока-лекции учащиеся имели возможность рассказать и обсудить прочитанные ими произведениях писателя, задать вопросы своему педагогу и библиотекарям, вступить друг с другом в дебаты, подискутировать на поднятые темы, рассмотреть книжно-иллюстративный материал, подготовленный специалистами РЦПБ.
В мероприятии приняли участие 20 человек.
От лица администрации библиотеки коллектив Тверского РЦПБ выражает
искреннюю благодарность педагогическому коллективу МОУ СОШ № 25
за состоявшуюся возможность совместной плодотворной работы,
инновационный подход в проведении учебных мероприятий,
неоспоримую увлеченность и личную заинтересованность
школьников, педагогов и библиотечных работников
в общем деле воспитания юного поколения россиян,
привития учащимся интереса к изучению
отечественной истории и литературы.
|