«Из глуби душевной»

В областной библиотеке имени Горького прошел вечер вышневолоцких поэтов. Публики было немного, но те, кто пришел, составили заинтересованную аудиторию. В Тверь приехали только четыре представителя поэтической общественности Вышнего Волочка – они и отдувались за весь город.

Первым свои стихи читал известный человек в тверской журналистике Борис Раппопорт. Стихи, по его собственному признанию, он стал писать в десять лет, печатался в «Пионерской правде», журнале «Смена». Своим учителем он считает Андрея Дементьева, у которого занимался на поэтическом семинаре. Новая книжка Раппопорта называется «Ветры марта», куда вошли лучшие стихотворения, написанные за последние пятьдесят лет. «Я не стесняюсь ни строки, все это написал я», - признался автор и прочитал даже то первое стихотворение, которое напечатали в пионерской газете. Называется оно «Мишка». В самом деле, стесняться нечего, а строчки «Пососать бы плюшевую лапу, да она оторвана давно» явно навеяны классическим текстом: «Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу…». Из недавно написанных стихов на вечере прозвучали «Наследство» и «Андрей Болконский». На слух, конечно, поэзию люди воспринимают по-разному, но так все удачи и промахи, к сожалению, никуда не спрячешь, как не зарифмуешь уже по-другому «рек - человек». Не скажешь точнее, чем «кочаны закоченели», и не напишешь лучше «Будут люди падать в небо, Падай первым, князь Андрей!».

Впрочем, настоящих поэтических открытий на вечере оказалось предостаточно. Самые разные интонации звучали в зале библиотеки имени Горького, но все они были объединены одним порывом: все прочитанные стихи идут, по поэтическому выражению одного из участников вечера, «из глуби душевной». Точнее не скажешь! Атмосфера царила очень теплая. Поэты делились с читателями своим творчеством. А они, в свою очередь, благодарно его принимали. Фаина Мочалова в свое время окончила филологический факультет Тверского университета, стихи пишет давно. Она вспомнила, что в далекие 60-е годы в Вышнем Волочке очень интересовались поэзией. Интерес этот не угас и теперь - в городе существует несколько литературных объединений. От поэзии шестидесятников, впрочем, за прошедшие сорок лет волочане далеко не ушли. Сейчас стройотрядовская романтика уже неактуальна, но Фаина Мочалова, хотя и не сказала об этом ничего нового, просто освежила и в своей, и в чужой памяти, что такое когда-то было. За это ей надо сказать отдельное спасибо. Как и за совершенно неожиданное открытие в одном из стихотворений, в котором поэтесса написала: «С улыбкой встретит вежливый приветливый Харон». Когда произойдет эта судьбоносная встреча, боюсь, до улыбки Харона не будет никакого дела. Даже если он и окажется приветлив, то вежливость его будет носить исключительно профессиональный характер, потому как на работе он находится.

Сергея Кузнецова представили публике как «космического странника», который «видит то, что мы не видим в повседневности». Признаться, нового взгляда на привычные вещи мне в его стихах обнаружить, как ни старался, не удалось. Несмотря на то, что в них - все честно. Не случайно автор пишет, например, о том, что «пером, как рукой, ты скажешь все честно». Манера чтения собственных стихов у Кузнецова этакая серьезная, вдумчивая, если не сказать агрессивная. Он словно бы выбрасывал в зал свои произведения. Некоторые слова брать, если честно, не совсем хотелось, но приходилось. Автор заставлял.

Жизнелюбием и оптимизмом порадовала Светлана Рожкова. Она сразу же разъяснила аудитории цели и задачи встречи. «Кто-то сюда пришел, чтобы подвести итог своей многолетней деятельности, - сказала поэтесса, подразумевая, по всей видимости, Бориса Раппопорта. - А кто-то - порадовать тех, пришедших на вечер, своим лирическим выступлением». Это она, видимо, о себе. О себе же Светлана рассказала совсем немного: работает методистом вышневолоцкого Дома народного творчества, пишет сценарии, пьесы, а стихи для нее, по ее же собственному признанию, «прежде всего лирика». Много больше и с видимым удовольствием она рассказывала о Фаине Мочаловой, которая по скромности своей, например, умолчала, что уже несколько лет занимается с детьми в заочной литературной студии. Есть и выпущенные ребячьи книги. В творчестве Светланы Рожковой преобладают никогда не стареющие вечные темы, свои стихи она читала искренно, не сказать задушевно. И хотя у нее случаются не вполне понятные образы («почтальон письмом маячит»), в целом стихи ее вызывают положительные эмоции. А в «социальном», как Светлана сама определила, стихотворении «Цветок» социальность эта практически не ощущается. Что привлекать просто не может.

Попытался завершить вечер известный тверской поэт Евгений Сигарев. Он не стал ничего говорить об услышанном, но стихотворение-экспромт прочитал. Некоторые его фрагменты написаны едва ли не в частушечной манере: «А стихи у Раппопорта замечательного толка: подцепляют на крючок, славься, Вышний Волочек!». Поэтическая встреча на этом, однако, не закончилась. Слово дали организатору - начинающему витии Валерию Неку. Он «работает в нашей эстетике», сказала про него Светлана Рожкова. Что она имела в виду, говоря об эстетике, так и осталось загадкой. По крайней мере, частушечные экспромты Евгения Сигарева выглядели много привлекательней, чем три опуса Валерия Нека. Тут же пришла в голову мысль о сигаревском литобъединении «Рассветная звонница», Нека в нем явно не хватает. Впрочем, именно ему мы должны быть обязаны: вышневолоцких поэтов в областной центр пригласил именно он. По логике, поэты Твери теперь просто обязаны пожаловать в Вышний Волочек с ответным визитом.

ПАНТЕЛЕЕВ Е. Из глубины душевной // Тверская жизнь. -2006. - 16 февраля. -
 № 25879 - 28 (архивный выпуск)

 


[Вернуться к новостям]