Старинная карельская свадьба
Как и всюду, свадьба начиналась со знакомства парня и девушки. Для этого устраивались сборные посиделки. Они организовывались в каждой деревне. Девушки на три дня нанимали избу, приглашали девушек и парней из других деревень. Сами они стояли около печи или дверей, а парней сажали на скамейки и спрашивали, с кем из девушек они желают провести вечер. Парню приводили понравившуюся ему девушку и они весь вечер вместе сидели или танцевали. На посиделках договаривались о женитьбе. Парень делал предложение девушке, предварительно посоветовавшись со своими родителями, и договаривался с ней когда присылать сватов. Если парень был не уверен, что девушка на самом деле выйдет за него замуж, он просил, чтобы она дала ему «заклад»: шерстяной платок, золотое кольцо. Если парень посылал сватов и ему отказывали, то заклад оставался у него, и он потом пропивал его вместе с товарищами.
Иногда на посиделках парень делал
предложение девушке, она давала
согласие. И на следующий день
собирала одежду и вместе с женихом
уходила в его дом. Такая женитьба
называлась «женился украдкой».
«Женились украдкой» и по настоянию
родителей. В этом случае свадьба
"уходом" родственникам жениха
и невесты давала возможность
избежать лишних и непосильных
свадебных расходов.
Вторым этапом свадебного
обряда было сватовство.
В отдельных семьях отец единолично
решал вопрос, кого призвать в
качестве сватов и кому послать
сватов, а в некоторых семьях эти
вопросы решались на семейном
совете и с участием сына. Прежде чем
послать сватов, подбирали такую
семью, которая по материальному
положению соответствовала бы семье
жениха. При этом учитывается и то,
сколько братьев у жениха, какая
доля ему достанется, если они будут
делиться.
Свата (svuatto) выбирали или из родственников, или из самых хороших знакомых, который мог хорошо рассказать о женихе, о его положительных качествах и материальном положении. Родители невесты интересовались: сколько у родителей жениха земли, сколько скота, какая постройка, сколько братьев и сестер. Карельская поговорка гласила, что лучше иметь девять братьев, чем одну незамужнюю сестру. Сваты (svuatat) обязаны были договориться относительно приданого. Кроме одежды и денег, в приданое давали корову, а иногда и овечку. Как правило, свататься ходили жених и сват, а иногда и отец жениха.
Сватов всегда принимали любезно,
сажали в передний угол над иконами,
угощали чаем и водкой. Вместе с ними
садились за стол мать и отец
невесты. Девушка, обычно по
прибытии сватов, куда-нибудь
скрывалась из избы - в клеть, в
горницу, к соседям, иногда в
подполье. Проведя некоторое время в
переговорах с родителями девушки,
сваты начинали требовать, чтобы им
показали невесту. Ее приводил
кто-нибудь из ее родственников или
соседка. И она должна была во время
чаепития разливать им чай. Это было
одним из способов испытания.
Считалось «признаком
нехозяйственности», если девушка
при этом расплещет чай.
Во время угощения в дом заходили
девушки, подруги невесты. Они
стояли около двери и величали
невесту и жениха князем и княгиней.
За это жених давал девушкам денег
на семечки. Если не давал, что было
очень редко, тогда девушки пели:
«Сваты, сваты
сказали что богаты,
а они не богаты,
обуты в березовые
сапоги,
опоясаны лыком».
Прежде чем сваты уезжали домой,
родители девушки договаривались с
ними, когда они приедут смотреть
дом жениха.
В заранее согласованное время
родители невесты вместе с
родственниками, иногда и невеста
отправлялись к жениху. Осмотру
подвергались дом, домашнее
имущество и даже хозяйственные
постройки, скот. Жених и его родня
старались, естественно, показать
товар лицом.
Закончив осмотр хозяйства жениха,
стороны приступали к деловым
переговорам: согласовывался вопрос
о приданом, о дарах со стороны
невесты, решался вопрос о «деньгах
за голову» (piaraha), которые
сторона невесты требовала с жениха.
"Деньги за голову"
рассматривались как плата
родителям невесты за то, что они
вырастили и воспитали ее.
Далее происходил обряд
скрепления брачного договора,
который обычно состоял из
следующих действий: богомолья,
собственно рукобитья, угощения и
одаривания.
Перед свадьбой невеста обходила
родных, близких. Устраивалась «девичья
баня» с расплетанием косы.
После бани обычно устраивалось
угощение для невесты и ее подруг.
Невеста предлагала угощенье
подругам, приговаривая : «Ешьте,
милые подруженьки, последний ужин
со мной».
Начиналась подготовка в венчанию.
Утром к дому невесты подъезжали
дружки. Выходил отец невесты и
приглашал их в дом, наливал им вина
и пива. В это время мать и прибывшие
родственники начинали расчесывать
волосы у невесты. После этого брат
невесты помогал ей обуться. Невеста
плакала и причитала: «Куда вы
меня одеваете, торопите к золотым
венцам?»
Когда невеста была одета к венцу,
мать благословляла ее хлебом-солью,
а отец -иконой. Невеста начинала
молиться, плакать и причитала:
|
|
Подружки брали невесту за руки и
обходили с ней вокруг стола, дружки
шли впереди, потом выходили на
улицу, усаживали невесту в сани и
ехали в церковь.
Предварительно жених
договаривался со священником о
времени венчания и об этом сообщал
родным невесты. К этому времени ее
привозили в церковь, где ее уже ждал
жених. Жених с невестой становились
на специально разосланный кусок
материи, венчание происходило так
же, как и в настоящее время. За
службу священник и дьякон получали
по полотенцу и кусок материи, на
котором стояли жених и невеста.
После этого свадебная процессия ехала на лошадях, запряженных в сани, в дом невесты. С какой бы стороны они ни подъезжали к деревне, нужно было проехать через ворота, которые находились у околицы. Ребята загораживали их, не пропускали свадебную процессию, требовали деньги и водку за невесту. Жених расплачивался с ними. После этого заграждения снимались, и свадебная процессия ехала к дому. Лошадей не распрягали.
Дружки и гости входили в дом.
Дружки плеткой крестили двери
сеней и избы. Все садились за столы.
Непременным угощением являлось
пиво, водка, на закуску подавали
селедку, пироги, грибы соленые, а
иногда и мясо. Через некоторое
время в избу пускали всех
любопытных. Гости за столом сидели
долго, вели разговоры, а
посторонние наблюдали за ними.
Затем гости начинали собираться
домой и приглашали всю родню
невесты поехать в дом жениха.
Невесту одевали. Отец и мать с
иконой и ковригой хлеба
благословляли молодых. Затем они
садились в саночки и ехали к жениху.
Их там встречали его мать с иконой и
отец с лукошком зерна, которым он
осыпал молодых. По мнению
родителей, чем больше пристанет
зерен к жениху и невесте, тем
счастливее они будут. В некоторых
деревнях, когда жених и невеста
выходили из саночек, мать жениха
расстилала им под ноги шубу шерстью
вверх, чтобы молодые жили богато.
Потом гостей угощали.
После пиршества отец и мать
жениха опять благословляли жениха
и невесту и отправляли их спать в
клеть. На другой день утром, когда
молодые просыпались, в клеть
входила мать жениха и бросала на
пол горшок. Молодые собирали
черепки. Потом шли в избу и садились
на лавку. На колене невесте сажали
маленькую девочку, она ей дарила
поясок. Один из родственников
жениха, чаще брат, бросал на пол
деньги. Невеста подметала пол,
собирала деньги и тому, кто их
бросил, дарила носовой платок. Днем
жених и невеста носили ушатом воду,
а кто-нибудь пытался опрокинуть
ушат, вылить воду. Невеста опять
откупалась платком.
На другой день мать и отец вместе с
молодыми отправлялись в гости к
родителям невесты. Там они гостили
две дня.
После свадьбы невеста
становилась снохой.
И.Митропольский так описал
положение снохи: «Вся семья, за
исключением мужа, смотрит на сноху
не как на близкую родственницу, а
как на безответную рабу. Невестка -
это семейная жертва! Она обязана
всем служить и каждого почитать, но
взамен ни от кого, кроме мужа, не
встретит и тени сочувствия».
Все тяжелые работы лежали на снохе.
Постоянные упреки свекра, брань
свекрови, насмешки золовок,
неприязненное отношение одной
снохи к другой и вдобавок
постоянный труд - таким был удел
молодых женщин в первые годы
замужества.
Жестокость обращения со снохой в
некоторых семьях доходила до того,
что сноха, работающая до упаду, не
получала от свекра и свекрови, ни
белья, ни обуви, никакой другой
одежды, а должна была до самой
смерти стариков одеваться в
собственное платье из приданого. И
все это делалось исключительного,
из чисто варварского отношения
карел, их взгляда на ничтожное
значение женщины.
Молодица терпела такое положение до тех пор, пока ее муж не заслужит право голоса в семейной администрации. Иногда муж, видя жестокость своей семьи к жене, требовал раздела и начинал жить своим домом.
В карельской семье занятия мужа и жены резко разграничивались. Тяжелые работы (пахота, кошение сена, уборка хлебов, молотьба и тому подобное ) составляли обязанность мужа. Трудился он в основном летом. Зимой, если у него не было никакого ремесла, он занимался только приготовлением дров, лучины, строевого леса. В основном он отдыхал и карелки такое состояние мужа определили так: идюув киугуалла - солодеет на печи. Жены-карелки сушили и гребли сено, жали, заготавливали ягоды и грибы, готовили пищу, обшивали семью, ткали и вышивали и занимались уборкой дома.
Last update 24.05.99 |