Тверская центральная библиотека начала работать с малограмотными в 1924 г. Первые шаги этой работы выразились в организации уголка “за грамоту”, пропагандирующего путем лозунгов и изречений книгу и библиотеку и показывающего путем плакатов и фигурных диаграмм полезность грамотности и вредность безграмотности.

Мало-помалу работа стала расширяться: начали организовываться групповые экскурсии малограмотных в библиотеку, во время которых они знакомились с работой библиотеки и с политической ролью ее в настоящее время и при царизме. После беседы проводилась запись в библиотеку.

В виду того, что не все малограмотные аккуратно посещали библиотеку, встал вопрос о книгоношестве на ликпункты. Посещения свои библиотекарь увязывал или с революционными кампаниями, или с важнейшими политическими моментами (напр., события в Китае и др.), или же с программными моментами.

На ликпунктах мы не ограничивались раздачей книг, в проводили громкое чтение художественных произведений, выбирая для чтения произведения эмоционально-насыщенные и имеющие социальную ценность. Брали рассказы с небольшим числом ярко обрисованных действующих лиц, произведения не только современных авторов, но и классиков и иностранных современных писателей. Нами были прочитаны: Салтыков-Щедрин “Матренка бессчастная”, Серафимович “Агитаторша”, Вересаев “Два конца” (отрывок из повести), Горький “9 января”, “Двадцать шесть и одна”, Сверчков “Дело № 3756”, Эренбург “Трубка коммунара”, Серафимович “На Пресне” (отрывок), Никандров “Во всем дворе первая”, Чуйко “Кумри” (из сборника к женскому дню), Лондон “Дженни забастовал”, “Ходя”, Шишко “Последняя трубка”, Ковынев и Савровский “Глаза Индуса”, Тимковский “Отрывок из Сергея Шумова” (для подростков), Подъячев “Сон Калистрата Степановича” и др.

После чтения – беседа, которая не механически пристегивалась к тому или иному произведению, а исходила из отправных пунктов рассказа, дающих возможность выпуклее выявить идею автора.

Громкие чтения проводились не только при посещении ликпунктов, но и в стенах библиотеки. Так, на рождественских каникулах в связи с антирелигиозной кампанией и с наличием хорошо проработанного плакатного материала было проведено громкое чтение Родина “Борцы за науку” (Жизнь Коперника, Дж. Бруно и Галилея). Чтению предшествовало вступительное слово о периоде ожесточенной борьбы между церковью и наукой за научную истину. После чтения была проведена беседа, сопровождавшаяся рассматриванием иллюстративно-текстовых плакатов соответствующего характера. Так шла наша работа до 1926 г. , когда на учебную часть вместо 1 500 р. библиотека стала получать 500 руб. и вследствие этого оказалась в очень тяжелом состоянии: старые книги (для малограмотных) пришли в ветхость, новых купить не на что. Пошли на последнее. Книг больше не носили, но громкие чтения и беседы продолжали, сопровождая их рассказыванием о книгах и давая, таким образом, понятие о существующих книгах не только художественных, но и научных. В целях закрепления навыков, полученных на ликпунктах, последние снабжали трехдневными газетными сводками, составленными применительно к уровню развития обучающихся и вводящими их в курс политических событий и достижений науки и техники.

Тяжелое положение с книгами в смысле недостатка их, несмотря на продолжавшуюся работу, давало себя чувствовать. Библиотека, не добившись ничего от горсовета, поднимает вопрос о ненормальности такого положения и на губернском съезде Рабпрос и на общих собраниях просвещенцев. Создается общественное мнение вокруг этого вопроса. Местная печать заговорила, и, наконец, представителю политпросвета удалось изыскать 80 рублей на покупку книг для малограмотных (для центральной библиотеки и четырех районных).

В настоящее время центральная библиотека обслуживает пять ликпунктов с общим числом обучающихся в 85 человек.

 

Дьяченко С. Работа Тверской Центральной библиотеки на ликпунктах // Красный библиотекарь. – 1928. – № 11. – С. 69-71.

 

 


На страницу "Время перемен: работа с читателями"Карта дискаВ главное меню диска

О программеЗакрыть программу