Тверская
центральная библиотека начала работать с
малограмотными в 1924 г. Первые шаги этой работы
выразились в организации уголка “за грамоту”,
пропагандирующего путем лозунгов и изречений
книгу и библиотеку и показывающего путем
плакатов и фигурных диаграмм полезность
грамотности и вредность безграмотности.
Мало-помалу работа стала расширяться:
начали организовываться групповые экскурсии
малограмотных в библиотеку, во время которых они
знакомились с работой библиотеки и с
политической ролью ее в настоящее время и при
царизме. После беседы проводилась запись в
библиотеку.
В виду того, что не все малограмотные
аккуратно посещали библиотеку, встал вопрос о
книгоношестве на ликпункты. Посещения свои
библиотекарь увязывал или с революционными
кампаниями, или с важнейшими политическими
моментами (напр., события в Китае и др.), или же с
программными моментами.
На ликпунктах мы не ограничивались
раздачей книг, в проводили громкое чтение
художественных произведений, выбирая для чтения
произведения эмоционально-насыщенные и имеющие
социальную ценность. Брали рассказы с небольшим
числом ярко обрисованных действующих лиц,
произведения не только современных авторов, но и
классиков и иностранных современных писателей.
Нами были прочитаны: Салтыков-Щедрин “Матренка
бессчастная”, Серафимович “Агитаторша”,
Вересаев “Два конца” (отрывок из повести),
Горький “9 января”, “Двадцать шесть и одна”,
Сверчков “Дело № 3756”, Эренбург “Трубка
коммунара”, Серафимович “На Пресне” (отрывок),
Никандров “Во всем дворе первая”, Чуйко
“Кумри” (из сборника к женскому дню), Лондон
“Дженни забастовал”, “Ходя”, Шишко “Последняя
трубка”, Ковынев и Савровский “Глаза Индуса”,
Тимковский “Отрывок из Сергея Шумова” (для
подростков), Подъячев “Сон Калистрата
Степановича” и др.
После чтения – беседа, которая не
механически пристегивалась к тому или иному
произведению, а исходила из отправных пунктов
рассказа, дающих возможность выпуклее выявить
идею автора.
Громкие чтения проводились не только
при посещении ликпунктов, но и в стенах
библиотеки. Так, на рождественских каникулах в
связи с антирелигиозной кампанией и с наличием
хорошо проработанного плакатного материала было
проведено громкое чтение Родина “Борцы за
науку” (Жизнь Коперника, Дж. Бруно и Галилея).
Чтению предшествовало вступительное слово о
периоде ожесточенной борьбы между церковью и
наукой за научную истину. После чтения была
проведена беседа, сопровождавшаяся
рассматриванием иллюстративно-текстовых
плакатов соответствующего характера. Так шла
наша работа до 1926 г. , когда на учебную часть
вместо 1 500 р. библиотека стала получать 500 руб. и
вследствие этого оказалась в очень тяжелом
состоянии: старые книги (для малограмотных)
пришли в ветхость, новых купить не на что. Пошли
на последнее. Книг больше не носили, но громкие
чтения и беседы продолжали, сопровождая их
рассказыванием о книгах и давая, таким образом,
понятие о существующих книгах не только
художественных, но и научных. В целях закрепления
навыков, полученных на ликпунктах, последние
снабжали трехдневными газетными сводками,
составленными применительно к уровню развития
обучающихся и вводящими их в курс политических
событий и достижений науки и техники.
Тяжелое положение с книгами в смысле
недостатка их, несмотря на продолжавшуюся
работу, давало себя чувствовать. Библиотека, не
добившись ничего от горсовета, поднимает вопрос
о ненормальности такого положения и на
губернском съезде Рабпрос и на общих собраниях
просвещенцев. Создается общественное мнение
вокруг этого вопроса. Местная печать заговорила,
и, наконец, представителю политпросвета удалось
изыскать 80 рублей на покупку книг для
малограмотных (для центральной библиотеки и
четырех районных).
В настоящее время центральная
библиотека обслуживает пять ликпунктов с общим
числом обучающихся в 85 человек.
Дьяченко С. Работа Тверской
Центральной библиотеки на ликпунктах // Красный
библиотекарь. – 1928. – № 11. – С. 69-71.