ИГРА, КАК ШКОЛА ЖИЗНИ
Из опыта работы тверских библиотек с молодежью

Научно-методический отдел
Тверская ОУНБ им. А.М. Горького, 2000 г.

Составитель: Л.Ю. Мурзова, зав. сектором научно-методического отдела.
Набор: Л.Ю. Мурзова, зав. сектором научно-методического отдела.
Редактор: Л.А. Абрамова, зав. научно-методическим отделом.

 

“Чем меньше средств вкладывает правящая элита в культуру и образование сегодня, тем больше она должна будет вложить их в милицию, юстицию и пенитенциарную систему завтра”.

“принцип культурного аспекта общественной безопасности” доктора философских наук А.Я.Флиера

Уважаемые коллеги!

Почти повсеместно из года в год пополняются группы молодых читателей, которые едва не везде названы приоритетными. Наиболее активны учащиеся, студенты. Во многих регионах это связывают с ростом престижа образования, поэтому библиотеки ставят своей задачей помощь в образовательном процессе. Особое внимание к темам, выходящим за рамки учебных программ, которые развивают общую культуру, формируют интерес к поиску новой информации, знаний. Традиционно сильна связь с молодыми в Вышнем Волочке. Центральная библиотека совестно с фирмой “Ирида-прос” получила грант Института “Открытое общество” в конкурсе “Чистые руки” на проект “Возьмемся за руки, друзья”. Он посвящен антикоррупционной работе с молодежью. В 1999 году в ЦБ приняты программы “Молодежь и образование”, “Мы и право”. Тверская МБС активизирует профориентационное направление. Здесь же для молодежи существуют разнообразные клубы: “Три ключа” Тверского Рериховского общества, подростковый клуб “Зеленая палочка”, молодежный театр и др. Уроки по истории искусств и культурологии проводятся в Осташковской ЦБ. В Бежецкой ЦБС совместно с комитетом по делам молодежи при районной администрации, гороно на 1999-2000 годы составлена программа “Молодежь Бежецкого района”. Сельские библиотеки Зубцовской ЦБС занимают активную позицию в молодежном вопросе – Щеколдинская – по патриотическому воспитанию, Борковская – проводит работу совместно с ДК. Во многих библиотеках области есть любительские объединения и клубы для молодежи. Интересен опыт работы Ржевской ЦБ и Дерягинской сельской библиотеки Удомельской ЦБС. Они представили интересный материал, который мы предлагаем Вашему вниманию.

На наш взгляд общение с подростками и юношеством необходимо активизировать, т.к. это наиболее творческая, живая и благодарная группа. Обращая пристальное внимание на молодых, мы готовим себе будущее: чем больше в районе подрастающих “друзей библиотеки”, тем светлее наши перспективы.

Клуб “Сверстник”

 

“Молодежи необходимы свои социальные площадки для конкретных дел. Самое доступное: досуг, где можно проявить собственную самостоятельность, – умение принимать решения и руководить, организовывать и организовываться. Досуг – это не только общение, но и своего рода социальная игра. Отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств”.

А.Я. Флиер

Клуб “Сверстник” в 1999 году отметил свое пятилетие. За эти 5 лет накоплен большой опыт. По мнению его организаторов, сотрудников Ржевской центральной библиотеки, клуб – это самая интересная досуговая, общеобразовательная форма самореализации для молодежи и в 1994 году на юношеском абонементе молодые библиотекари Алла Дмитриева и Ольга Смирнова выявили наиболее активных читателей, из них был создан “мозговой центр” всех начинаний. Осенью 1995 года клуб оформил себя: определен круг постоянных членов, создан Совет (актив клуба), составлен план. Девизом стали слова:

“Не согласен – возражай!
Возражаешь – предлагай!
Предлагаешь – сделай!!”

В 1998 году утверждено “Положение о молодежном клубе “Сверстник” (Приложение № 1). Сентябрь – время решения организационных вопросов: выборов Совета клуба, председателя, обсуждение плана деятельности. Эти ответственные моменты приучают юных к собранности и деловому подходу.

В течение времени молодежное объединение нашло серьезную поддержку у городского отдела культуры, Комитета по делам молодежи при администрации города, гороно, школ города, городского клуба КВН, Дома детского творчества, городского Дома культуры, Дворца культуры, Дома культуры железнодорожников, частной художественной школы “Гончар”. Фольклорные, эстрадные коллективы, танцевальные и вокальные ансамбли, цирковая студия участвуют в музыкальном оформлении вечеров. С клубом сотрудничают врачи, юристы, педагоги, парикмахеры, модельеры, психологи, журналисты, музыканты, поэты, спортсмены, художники.

Благодаря активности и энергии руководителя клуба А.Г. Дмитриевой определился круг спонсоров. Комитет по делам молодежи города выделяет на мероприятия от 150 до 300 рублей. При его содействии финансовую помощь оказал и Областной комитет по делам молодежи. Не остается в стороне Городской отдел культуры. Фотоателье “Кодак” и “Экспресс-фото” бесплатно проявляют и печатают фотографии, последний год чаепития не обходятся без кондитерских изделий сети коммерческих магазинов ЧП С. Орловой и сети магазинов “Заволжский”. На праздновании пятилетия клуба помощь оказали АО “Ржевпиво”, “Городские тепловые и электрические сети”. Без этой поддержки встречи выглядели бы гораздо беднее. Смелость и контактность организаторов позволила наладить устойчивые связи с учреждениями разных сфер деятельности – это позволяет вывести массовую работу с молодыми на качественно новый, более значимый уровень.

Тематика мероприятий – самая разнообразная. Основой при составлении плана служат темы, актуальные для девушек и юношей. Интересы молодых вполне предсказуемы: будущая профессия, отношения между людьми, здоровье и т.д., то есть то, что во все времена интересовало формирующееся поколение. Современная молодежь не исключение: девушки хотят больше узнать о себе и всегда хорошо выглядеть, стать хорошими хозяйками. Поэтому в клуб приходят парикмахеры, модельеры, проводятся конкурсы. Юношей больше интересует спорт, военная подготовка, предпринимательство. Для них проводятся мероприятия совместно с работниками горвоенкомата, воинской части, расположенной на территории города, спортсменами (в городе есть свои чемпионы мира по борьбе самбо). Популярны встречи с молодыми предпринимателями, которые организовали свое дело и успешно работают. Школьники узнают, сколь полезно для бизнеса хорошее образование, способность разбираться в экономике и праве.

Не остаются без внимания такие важные на сегодняшний день проблемы, как наркомания. Социологическое исследование 1998 года показало, что 15 % учащейся молодежи города употребляют различные виды наркотиков. Клуб не мог пройти мимо этих цифр, и для обсуждения острых вопросов на заседание приглашены врач-нарколог и представители правоохранительных органов.

Большим успехом у любознательной публики пользуются темы истории и этнографии, особенно краеведческой направленности. На ура проходят фольклорные посиделки для молодых, встречи с народными умельцами (людьми, занимающимися шитьем, вышивкой, изготовлением глиняных игрушек и т. д.). Удачно прошли встречи с местными художниками.

Подростки – это только повзрослевшие дети. Еще очень привлекательными им кажутся недавно оставленные игры, поэтому больше всего ребята любят мероприятия, проводимые в состязательной форме. Во что только не играли! В КВНы, “Поле чудес”, “Счастливый случай”, “Колесо истории”. Команды формируются обычно по принадлежности к школам. Участники вкладывают энергию молодости, творческий запас сил в подготовительную работу, для того, чтобы достойно выглядеть на сцене в решающий день. Ребята читают массу книг, команды мастерят костюмы, атрибуты, рисуют плакаты, выпускают газеты, проводят репетиции, в воздухе витает дух соперничества. А сколько радости или обид увидишь на лицах после окончания игры!

Организация и проведение мероприятий тоже не остаются без поддержки. Постоянной ведущей и сценаристу Алле Дмитриевой помогают проводить вечера музыкальный руководитель городского Дома культуры Дмитрий Макаров, руководитель хореографического ансамбля “Фантазия” Татьяна Ивановская и другие.

Активен интерес ржевских СМИ к работе клуба. Наиболее удачные заседания находят отражение на страницах газет. Поэтически описан “Бал цветов”. Рассказ о цветах вылился в удивительное действо, на котором было и танцевальное приветствие, и домашнее задание на составление икебаны. Показ композиции сопровождался небольшим рассказом о цветах, входящим в нее. Самой оригинальной оказалась выдумка под названием “Пенек”. Соревновались ребята и в исполнении музыкальных клипов – “живых картинок” на музыку современных композиторов. Разыгрывали в лицах легенды о цветах, отвечали на вопросы викторины. Эрудиция проверялась с помощью непростых вопросов: какие цветы дарил Наполеон Жозефине, возвращаясь из походов? Или, какой цветок вырос из крови прикованного к скале Прометея? Сотрудник абонемента рассказала ребятам о правилах дарения цветов. Из-за неправильно составленного букета могут возникнуть ссоры, а в древности даже вспыхивали войны.

Очень ярким событием стало “Джентельмен-шоу”, собравшее огромное количество молодежи в канун Дня защитника отечества. Участниками конкурсной программы были юноши из средних школ №1 и №9. Во время состязания ребята проявляли находчивость, смекалку, артистичность. В конкурсе “Любовь – во все времена”, кавалеры объяснялись в любви своим дамам, исполнялись серенады, согласно эпохе. В конкурсе представлялись: эпоха рыцарей, мушкетеров, времена Петра I, ХХ век и другие. Не менее интересным показался конкурс “Галантный кавалер”, где юноши показали свои способности в танце. Приглашали на танец девушку и за короткое время узнавали о ней как можно больше информации. Например: какой у нее цвет глаз? Любимое время суток? С восторгом зрители встретили “Конкурс живых картин”. Ребята не только представляли известные полотна, но и показали как бы развивались события после того момента, который запечатлен. А картины были разные: “Охотники на привале”, “Сватовство майора”, “Иван-царевич на сером волке”, “Иван Грозный убивает своего сына”, “Опять двойня”. Прекрасно справились юноши и с конкурсом “Реклама”. На суд жюри и зрителей представлялись малые элементы одежды: “ремень нашейный”, “мышцы Шварценеггера”, “валенки с оптическим прицелом”, “чугунные заколки”. Ребята показали мастерство, находчивость, Петр Страхов даже стихи своей “трехдырочной пуговице” посвятил. Конкурс “Если бы я был девчонкой” ставил своей целью представить идеал девушки. А сколько интереса вызвала подготовка к этому заданию! Ребята придумывали, как они изобразят девчонок. А. Самуйлов подготовил лекцию на тему “Как трудно быть девочкой”, П. Страхов предложил зрителям “расписание дня девушки”, а И. Афанасьев показал сценку из кинофильма “Элен и ребята”. Но живейший интерес зрителей вызвал Д. Румянцев, который вышел в зал переодетым в девушку. В игре с болельщиками победил С. Данилин, учащийся школы №10. Ему присвоено звание “главный надувальщик шаров” и вручен приз.

Трудная задача стояла перед жюри – выбрать победителей, но они достойно справились с этой задачей.

Другие мероприятия подсказывает время и ситуация, некоторые из них стали традиционными: каждый новый состав Совета непременно включает их в свой план – это “Новогодний серпантин” и “Выпускной бал”.

В начале октября 1998 года библиотеку посетила официальная делегация из г. Сало во главе с мэром этого города. Состоялось внеплановое заседание объединения. Гостей интересовала работа клуба “Сверстник”. За чашкой чая ребята и зав. юношеским абонементом А. Дмитриева рассказали, о том, что привело их сюда, о наиболее интересных мероприятиях, исполнили любимые песни. Финских гостей удивил широкий спектр работы, разнообразие интересов и увлечений, они выразили свое восхищение и пожелали дальнейших успехов участникам встречи.

Молодежный клуб “Сверстник” во Ржеве известен, популярен, очень любим его нынешними участниками. Не теряет он связи и с теми, кто уже вышел из юношеского возраста, они являются почетными гостями заседаний.

Участвуя в работе любительского объединения, юные через игру учатся общаться, понимать себя и других, что и помогает определить свое место в социуме. Очень значителен вклад клуба и в интеллектуальное развитие ребят. При подготовке к мероприятиям осваивается большой массив новых знаний, раздвигаются мировоззренческие горизонты. Это серьезная возможность для самовыражения и самореализации. Творческий потенциал тоже не остается невостребованным: они учатся составлять сценарии, держаться на сцене, мастерить все – от причесок и костюмов до плакатов и икебан. А какой витает дух здорового соперничества! Может поэтому в зале всегда аншлаг? Может поэтому молодые чувствуют клуб своим? Подросткам необходима такая школа жизни, и библиотека может помочь им ее организовать.

Материал предоставлен   В.Л. Копыловой, зам. директора Ржевской ЦБС,
А.Г. Дмитриевой, зав. сектором юношеского абонемента отдела обслуживания.

Совет да библиотека:
в заботах о молодежи села Дерягина

В начале 80-х годов председатель колхоза “Рассвет” А.И. Иванов начал вести новую социальную политику – построил асфальтовую дорогу на Удомлю, садик, медпункт, школу, ДК. И тогда местная молодежь стала оставаться в колхозе, приехали молодые специалисты из города. Население с. Дерягино заметно помолодело. Наполнился детский сад, вместо начальной школы открылась средняя. Именно в ту пору начали активно отмечать Дни победы, 8 Марта, праздник первой борозды и урожая.

В торжествах участвовали все: колхозники и учителя, библиотекарь и работники ДК. Разве в одиночку осилить проведение большого праздника? Решили работать сообща – библиотека, ДК, школа, детсад. Создали Совет этих учреждений, председателем которого и по сей день Т.С. Журавлева, директор ДК. Коллектив оказался на редкость сплоченным, и взгляд на общие проблемы совпадал. Совет поставил перед всеми входящими в него учреждениями задачу: всесторонне развивать творческие способности детей и подростков на селе, организовывать познавательный досуг односельчан.

Члены совета встречаются ежемесячно, они предлагают, критикуют, доказывают. В спорах рождаются “План работы школы на учебный год”, “Работа с детьми в летний период”, “Организация досуга молодежи”: в них отражен весь творческий потенциал дерягинских активистов. Ответственность за качество выполнения планов несут все члены Совета.

Спектр проводимых мероприятий очень разнообразен, и частенько поводом для сбора бывает необходимость решения вопросов, возникших в ходе подготовки крупных мероприятий: праздника малых деревень, Масленицы, Рождества, Троицы, балов, вечеров отдыха.

Сама библиотека (зав. филиалом Т.И. Белова) занимает небольшую комнату в ДК. Читателей всего 250, из них в возрасте до 14 лет 49 ребят, 36 человек – юношество. Они всегда задействованы в мероприятиях, которые отличаются выдумкой и разнообразием. Здесь и посвящение в читатели для малышей, и традиционные Праздники Букваря, и выставки народного творчества, и КВНы, конкурсы. Неудивительно, что половина всех посещений (более 1000) приходится на библиотечные акции.

Младшее и старшее поколения связывает участие в подготовке и проведении семейных праздников. Наиболее яркий – фольклорный. Учителя дают ребятам задание порасспросить бабушек о старинных песнях, потешках, забавах. Они обходят дома, собирая экспонаты для экспозиции: вышитые полотенца, строченые занавески, вязаные изделия, деревянное кружево, шкатулки, в семьях начинают мастерить костюмы. Творчество взрослых и детей представляется на общей выставке народного творчества, что дает селянам почувствовать свое единство, принадлежность к родной земле. Удачей считает Совет “Ярмарку чудес”(Приложение №2). Гвоздем программы стал конкурс на лучший рассказ “Вот это да!”. Чего только не нафантазировали участники: об удивительной рыбе, пойманной в речке, встрече с НЛО, русалкой, лешим, появились и страшные сюжеты. Зрители слушали выступающих, затаив дыхание. Для проведения “Дерягинских вечерниц” Совет создал фольклорную группу, которая разрабатывает сценарии с песнями, плясками, шутками. Находится минутка и для пропаганды книги:

“Здесь и песни, и частушки,
И куплеты-нескладушки
Подходите и берите,
Только нет, не говорите!”

Как и во Ржеве, молодежь охотно играет и соревнуется. Титул “Илья Муромец” присваивается после прохождения суровых испытаний: конкурса перетягивания каната, боя петухов, кулачных поединков.

Совместное участие учреждений культуры и образования села Дерягина в областных и районных конкурсах часто является залогом успеха. Неделя экологических знаний на селе была приурочена к конкурсу в ЦБС “Колокола тревоги на Удомельской земле ”. В библиотеке проходило обсуждение книг, в ДК – выставки, в школе дети писали сочинения. На районный конкурс в Удомлю представили музыкально-танцевальную композицию “Нежное дыхание цветов”, сценарий которой тоже результат совместных усилий сотрудников библиотеки, школы, ДК. Жюри присудило дерягинскому мероприятию первое место.

Совет принимает активное участие и в решении других вопросов. По его рекомендации проведено анкетирование молодых читателей: “Как должна работать библиотека?”. Анкеты помогли определить ценностные ориентации подростков. Судя по результатам этого опроса, молодежь растет в Дерягине развитая и современная. На первом месте у них материально-обеспеченная жизнь, затем здоровье, любовь, наличие верных друзей, счастливая семейная жизнь, успех в карьере и наличие детей.

Подписная компания в Дерягине не становится “головной болью” библиотекаря. Координационные вопросы решаются по-деловому: учреждения совместно решают, что должно быть из периодики в библиотеке, а что в Доме культуры; что в школе, а что в детском саду.

Немалая заслуга, по мнению дерягинцев, в успешном сотрудничестве учреждений культуры и образования принадлежит администрации сельского округа. Как известно, без поддержки властей творчество, тем более коллективное, очень быстро иссякает.

Очень плодотворно складываются в с. Дерягине отношения у представителей сфер культуры и образования. О многом говорит и тот факт, что жители являются застрельщиками в проведении праздников и для окружающих деревень. И там не остается равнодушных, участвуют все – от мала до велика.

Материал предоставлен А.Н. Абакумовой, зав. методическим отделом.

Приложение № 1

Положение о молодежном клубе “Сверстник”.

Девиз клуба:

Не согласен - возражай!
Возражаешь - предлагай!
Предлагаешь - сделай!


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Молодежный клуб “Сверстник” создается в Центральной библиотеке им. А.Н. Островского, при участии в его работе комитета по делам молодежи администрации г. Ржева.

1.2. Молодежный клуб “ Сверстник” создается по инициативе читателей и библиотекарей юношеского абонемента на основе общности интересов для реализации общей цели: создание условий для раскрытия и реализации духовного и творческого потенциала юношей и девушек.

1.3. Молодежный клуб “Сверстник” не является коммерческой организацией, юридическим лицом и самостоятельной общественной организацией.

1.4. Клуб создается без ограничения срока деятельности.

1.5. Задачи молодежного клуба “Сверстник”.

Для реализации своих целей клуб решает следующие задачи:

  • выражает и защищает интересы членов клуба;
  • поддерживает инициативы направленные на интеллектуальное, духовное и творческое развитие членов клуба;
  • привлекает в свои ряды новых членов клуба;
  • воспитывает культуру чтения;
  • организует и проводит молодежные мероприятия в ЦБ им. А.Н. Островского;
  • осуществляет совместную деятельность с комитетом по делам молодежи администрации города, со школами и другими учебными заведениями города.

1.6. Привлекает к деятельности клуба “Сверстник” всех лиц, заинтересованных в его работе.

II. ЧЛЕНСТВО МОЛОДЕЖНОГО КЛУБА “СВЕРСТНИК” ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.

2.1. Членом молодежного клуба “Сверстник” может быть любой молодой человек в возрасте от 14 до 21 года, признающий Положение о клубе, являющийся читателем Центральной библиотеки им А.Н. Островского.

2.2. Членство в клубе является добровольным.

2.3. Члены клуба вправе выйти из состава клуба , предварительно уведомив об этом совет клуба.

2.4. Члены клуба имеют право:

  • выдвигать, избирать и быть избранным в совет клуба;
  • участвовать в работе клуба с правом решающего голоса при рассмотрении основных направлений деятельности клуба;

III. УПРАВЛЕНИЕ КЛУБОМ.

3.1. Клуб действует на основе равенства его членов, уважения личного достоинства и мнения каждого члена клуба;

3.2. Руководящим органом Клуба является совет молодежного клуба “Сверстник”. Совет координирует и направляет работу клуба. Совет собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

3.3. В совет клуба избирается не менее трех человек, в обязательном порядке из членов клуба.

3.4. Совет клуба избирается сроком на один год, на первом заседании клуба в сентябре месяце каждого года.

3.5. Члены совета клуба избирают председателя совета клуба сроком на один год.

3.6. Совет клуба составляет и обсуждает текущий план работы клуба.

Положение о молодежном клубе “Сверстник” принято на общем совете членов клуба.

Приложение № 2

Ярмарка чудес

В фойе идет продажа изделий народных умельцев с выставки “Диво-дивное, чудо-чудное”. С удовольствием раскупаются вышитые полотенца, вязаные носки и варежки, салфетки, коврики, плетеные корзины, подсвечники, шкатулки и т.д. Скоморохи в русских костюмах рекламируют товары, зазывают народ, проводят игры, конкурсы, состязания.

1-й конкурс на лучшую рекламу своего товара и умение продать его. (При подведении итогов учитывается качество рекламы и выручка от проданного товара.)

2-конкурс “Кто сильней?”:

А теперь борцы-молодцы
Выходите, силу покажите.
Кто силен, кто смел,
Кто в детстве много каши ел

Кто уложит супротивника
Тот получит два полтинника
Кто уложит трех подряд –
Новый чудо-агрегат

(Вручается шуточный чудо-агрегат.)

Коробейники ходят по фойе и продают из короба оставшиеся товары:

У дядюшки Якова
Есть товару всякого:
Сладкие коврижки,
Интересные книжки!

Будьте как дома. Не стесняйтесь,
По ярмарке нашей прогуляйтесь!
Леденцы для детей
покупайте скорей!
Приходите к самовару,
да отведайте чайку!

(Желающие пьют чай).

Коробейник: А какая ярмарка без чудес обходится? Вот я в прошлом годе… (Идет рассказ, как перехитрил коробейник одну молодуху.)

Коробейник: Даром мне не охота Вас смешить, да заплатить-то Вам нечем, все уж почитай денюшки я из Вас вытянул! Так вот, чтобы в долгу передо мной не остаться, объявляю я конкурс “Чудо, которое случилось со мной”.

(Проходит 3 конкурс и награждение за лучший рассказ).

Коробейник 1:

У дядюшки Якова
Нет товару всякого
Остались только пироги
Беги за ними в три ноги!

Коробейник 2:

Вот уж верно – молодицы
На все руки мастерицы!

Пирогами угостят,
Лишь опрос с Вас учинят.

(4 конкурс - аукцион “Пословица о хлебе, лепешке, пироге”. Победитель получает самый большой пирог.)

Коробейник 1:

Ой, корзинку не купили,
Неужели позабыли –
В лесу ягоды растут,
Их в корзинку все берут!

(5 конкурс - собрать ягоды в корзинку с пола. Награда – корзинка, сделанная местным мастером.)

Коробейник 2:

Подходите, подходите!
Только нет не говорите!
Книжку новую купите
И копейку заплатите!

Коробейник 1:

Я ж хочу Вас спросить,
Да с пристрастьем допросить:
Не видали ль чуда Вы,
Воспрошу-ка я у детворы.

6 конкурс - викторина “Чудеса в решете”. (Назвать сказку и сказать какое там чудо.)

Коробейник 1: Стоп-стоп! Хватит чудес! Уж голова кругом пошла! Послушайте лучше гармониста!

Гармонист:

Говорят, гармонь не в моде,
В моде электроника,
Но живет еще в народе
Русская гармоника.

(Народ пляшет и поет частушки.)

Коробейник 2: Честной народ! Кончай гульбу! Бери товар за похвальбу! Вот тут (достает из короба) цветочек непростой. Это ромашка-скороговорка. Выходи, самый удалый! Нужно сорвать лепесток и прочитать скороговорку три раза! Кто тут победит, того тетя Маня наградит, она сама эту ромашку смастерила из шерсти!

(Проходит 7 конкурс.)

Коробейник 1: Молодцы судари и сударыни! Научились скороговорки говорить – теперь можно и за игры приниматься. Кто отважится померяться силой и ловкостью?

(Игра “Петухи”, “Перетягивание каната”.)

Коробейник 2:

Хватит силой меряться!
Тут ума-то и не надо,
А Вы-то ум покажите,
Про книжки обскажите!

8 конкурс “Назвать книги, где рассказывается про ярмарку, базар”.

Коробейник 1:

Почему гармони смолкли!?
Почему торговли нет!?

Гармонист:

Эй, сударушки-подружки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
чтобы было веселей.

Праздник продолжается!

Использованная литература:

  1. Сударыня: сценарий районного конкурса // Встреча. – 1995. – № 2.
  2. На берегу реки // Воспитание школьника. – 1997. – № 5.

 


На страницу "Методические пособия"Карта дискаВ главное меню дискаНа страницу "Издания научно-методического отдела"

О программеЗакрыть программу