"ВЕК БЫЛ, В КОНЦЕ КОНЦОВ, НЕПЛОХ..."
Итоги ХХ века в публикациях
Часть 2

Научно-методический отдел
Тверская ОУНБ им. А.М. Горького, 2000 г.

Составитель: Г.И. Егорова, зав. сектором научно-методического отдела.
Редактор: Л.А. Абрамова, зав. научно-методическим отделом.
Набор: Л.Ю. Мурзова, зав. сектором научно-методического отдела


Век на исходе...
Подай ему чувства, мысли, плюс
воспоминания. Таков аппетит и вкус
времени.

И.Бродский “Fin de ssiecle (Конец века)” // Сочинения Иосифа Бродского в 3 т. Т. 2. - СПб., 1994. - С. 193.

Предлагаем вниманию библиотекарей обзор издательских серий, который можно использовать при проведении мероприятий, посвященных итогам ХХ века, а также подготовить выставки, обзоры, например:

· Российские издательства к итогам века

· Серия “Мой ХХ век” издательства “Вагриус”

· Издательство “Аграф” предлагает

Вероятно, многих названных изданий нет в фондах ваших библиотек. Но библиотекари должны ориентироваться в потоке литературы, уметь направить читателя в поиске необходимого и, если есть потребность, сделать заказ по МБА.

* * *

Серию “Социальная история России ХХ века” издательства “РОССПЭН” открыла книга “Голос народа: Письма и отклики рядовых советских граждан о событиях 1918 – 1932 г.”. Декларируемая задача – изложить историю через ее преломление в сознании представителей самых разных слоев общества, недаром она открывает серию. Издание представляет собой подборку писем, снабженных обширным историческим комментарием. Временные рамки – от гражданской войны и “военного коммунизма” до сплошной коллективизации. Есть в сборнике разделы, посвященные строительству “нового быта” советской России и тому, как складывались взаимоотношения власти и народа, какой образ власти формировался в массовом сознании.

Идея представить историю страны глазами рядовых граждан очень интересна. Письма в вышестоящие инстанции с жалобами или, реже, рассказами о достижениях в России писали всегда, причем адресаты были самые разные – от редакций газет до “дорогих вождей”. Поэтому авторы сборника были, с одной стороны, в выгодном положении, решив отследить по письмам простых людей события наиболее “судьбоносных” лет для последующего развития страны. Но, с другой стороны, такие письма не всегда хранятся, и, возможно, этим объясняется некоторая однобокость содержания книги, составленной, в основном, из писем в “Крестьянскую газету”. Одно из них: “Кипучая мысль не дает спокою, болеет всегда моя голова, и нет уже терпенья через эти непорядки (пьянство, хулиганство и всякого рода сор, машейство, зверство, сокрытие хозяйства от налогов и так далее). Дорогие и милые братики, если бы ко мне хотя бы один приехал верный политический товарищ, я бы все раскрыл бы машейства и вредную подполью врагов, начиная с 1917 года и по настоящее” (с. 121). Не менее интересна и тема трансформации в массовом сознании провозглашаемых властью целей. Немало документов, вошедших в сборник, передают слухи, которыми обрастали начинания большевиков. Вот что ждало, по мнению крестьян, тех, кто вступит в колхозы: “1) коней отберут для евреев обрабатывать их землю; 2) от каждой женщины будут брать по 5 пуд. женского волоса; 3) каждая хозяйка обязана будет давать в коллектив 8 пудов рубашек для тряпья; 4) четырехпудовых девушек будут отправлять в Китай” (с. 291).

В качестве иллюстраций в сборник включены архивные фотографии и рисунки, которые народные художники присылали на конкурс “Крестьянской газеты”.

Продолжена серия книгой “1930-е годы: общество и власть”. Она разбита по подглавкам в соответствии с лозунгами, штампами, клише соответствующего периода: “Социалистическое наступление”, “Кадры решают все!”, “Сталинская конституция”, “Любовь и изобилие”, “Большевистский порядок в колхозе”, “Счастливое детство”. Заявлена же книга такими словами: “Показывается, какой сложной и противоречивой была жизнь этого поколения, которому предстояло участвовать в Великой Отечественной войне и вершить судьбу страны в послевоенный период”.

Книга Е. Осокиной “За фасадом “сталинского изобилия” является следующей в серии. В ней подробно описаны факты жизни народа вместе с реальной экономической оценкой страны. Достоинством книги являются и приведенные многочисленные данные о нормах снабжения разных слоев населения в разные годы, фотографии, серьезная библиография.

Здесь восстановлены уже забытые слова и истории: Торгсин; Амторг, сманивавший иностранцев на заработки в СССР; светская жизнь высших политических кругов; салон-вагоны для начальства; всевозможные карточки; крахмальные скатерти в углах столовых, отведенных для стахановцев-ударников. Истории о том, как прекратила хождение серебряная монета, предварительно породившая в стране двойное ценообразование. О том, как в период хлебозаготовок 1928-29 годов из крестьян выколачивали последнее зерно посредством, например, морального террора с последующим фотографированием сдавшегося с черным знаменем в руках, а на знамени написано: “Мы – друзья Чемберлена”. О том, как самоорганизовывались очереди и как с ними боролись. О том, как проводились расстрелы “вредителей по мясу, овощам, консервам и прочих”. И многое-многое другое…

В книге показана логика развития событий от начала революции до начала войны. История того, как принятые решения с неизбежностью вызывают именно такие последствия и требуют соответствующих действий: ввода карточек, перехода на управление людьми с помощью голода и хлеба, в том числе посредством сооружения ГУЛАГА, являющегося по сути “проектом”, прежде всего, экономическим, а уже во-вторых, – карательным.

Написанию истории, очищенной от советской пропаганды, служат книги серии “Россия. ХХ век. Документы”, выпускаемой Международным фондом “Демократия”. Они закладывают фундамент источников, без которых невозможно подступиться к серьезному осмыслению большого периода отечественной истории и помогут лучше понять недавнее прошлое.

Открыл серию сборник “Кронштадт, 1921”, раскрывающий одну из малоизвестных страниц отечественной истории – трагические события весной 1921 г. в Кронштадте. Изучение архивов показало безусловную лживость официальной версии. Документы, касающиеся тех событий, были засекречены, т. к. они вступали в противоречие с утвердившейся в советской историографии официальной трактовкой причин и характера выступления матросов, солдат и рабочих и тех методов, которыми оно было подавлено.

В сборнике “Катынь: Пленники необъявленной войны” впервые издается комплекс документов, выявленных в архивах Политбюро и Секретариата ЦК КПСС, Министерства обороны, ФСБ и Федеральных архивах о пленении и расстреле в СССР польских офицеров. Издание посвящено судьбе военнопленных, задержанных и интернированных с территории Польши, начиная от первых политических и военных директив сентября 1939 г., о содержании их в лагерях вплоть до решения о высшей мере наказания – расстреле, принятого в отношении их Политбюро ЦК ВКП(б) 5 марта 1940 г. Долгие годы правда о подобных событиях тщательно скрывалась. Лишь радикальные политические изменения, происшедшие в странах Восточной Европы и России, крушение коммунистического строя создали условия для честного и всестороннего исследования трагических страниц прошлого. Объективный показ преступления, его мотивов, масштабов и последствий, с раскрытием самих корней системы послужит суровым предупреждением и уроком, в то же время явится расчетом с прошлым. Тем более, события связаны с нашими местами – Осташковом и Медным.

Справочник “Лубянка. ВЧК – ОГПУ – НКВД – НКГБ – МГБ – МВД – КГБ, 1917 – 1960” посвящен истории центрального аппарата органов внутренних дел и государственной безопасности СССР. Впервые приводятся сведения о структуре, важнейшие приказы, определившие их деятельность, а также биографические данные о наркомах (министрах) внутренних дел и их заместителях. “Нижняя дата” – 25 октября 1917 г., когда образован Народный комиссариат внутренних дел. “Верхняя дата” – январь 1960 года – время ликвидации МВД СССР и передачи управления внутренними делами в ведение союзных республик.

В сборнике “Филипп Миронов: (Тихий Дон в 1917 – 1921гг.)” представлены документы о судьбе донского казачества в революции и гражданской войне. В его основе – подлинные документы архива Филиппа Кузьмича Миронова, личности яркой и героической, документы, связанные с его деятельностью. Он оказался в центре событий, развернувшихся на Дону, пытался защитить идеи социальной справедливости и свободы в условиях жесточайшей борьбы за власть, крайней идеологической и политической нетерпимости.

В сборнике “Молотов, Маленков, Каганович. 1957: Стенограмма июньского пленума ЦК КПСС и другие документы” воспроизводится не только неправленная стенограмма, но и правка ораторами своих выступлений. В качестве приложения даны непроизнесенные речи, письма, постановления июньского пленума ЦК КПСС и другие, связанные с этим событием документы. Надо ли говорить, как много здесь открывается дотошному исследователю.

В двух книгах сборника “1941 год” опубликовано свыше 600 документов с июня 1940 по декабрь 1941 года, в приложении – ряд материалов 1933 – 1940 годов важных для понимания событий периода Великой Отечественной войны. Гриф “Совершенно секретно” в течение нескольких десятилетий лишал доступа к этим документам, а каждое из огромного массива опубликованных свидетельств проливает свет на ту или иную сторону пережитой нашей страной трагедии, помогает разобраться в ее причинах.

Книги серии “Семейный архив: ХХ век”, изданные “Интеграф Сервис”, рассказывают о неизвестных событиях культурной и политической жизни первой половины нашего века.

Уникальные воспоминания С.А. Волкова “Последние у Троицы” посвящены драматическим событием последних лет существования Московской духовной академии (МДА). Это был один из крупнейших центров духовной культуры дореволюционной России, оказавший серьезное влияние на развитие русской религиозной и философской мысли. Автор, студент МДА в 1917-1919 гг., по природе своей хранитель знания, рассказывает о встречах с П.А. Флоренским. Е.А. Воронцовым, С.С. Глаголовым, М.М. Мареевым, патриархом Тихоном и многими другими, ставшими легендой еще при жизни.

Воспоминания В.Р. Никитиной “Дом окнами на Закат”, связанные с жизнью и творчеством ее мужа, театрального художника Л.А. Никитина (1896-1942), освещают малоизвестные и совсем не известные события культурной жизни Москвы первой четверти ХХ века. Это начало театральной деятельности С.М .Эйзенштейна в театре Пролеткульта, сведения об актерах и режиссерах МХАТА 2-го, а также о последующем “крестном пути” автора и ее друзей через Беломорканал и другие лагеря УСЛОНа. Записки писались не для печати. Обращаясь то к одному, то к другому пришедшему на память эпизоду, Вера Робертовна затем надолго оставляла рукопись. Отсюда некоторая фрагментарность записей, их незаконченность, недоговоренность.

В книге “Неизвестный Николай Гумилев” историк и писатель А.Л. Никитин рассказывает о парадоксальной ситуации, когда в собраниях сочинений известнейшего русского поэта его последняя прижизненная книга “Шатер”, вышедшая в июне 1921г., объявлена “неисправным черновиком”, а черновик, опубликованный в 1922 г., окончательным вариантом. Просмотрев историю появления двух одноименных сборников и показав причины столь грубой ошибки, публикатор воспроизводит поэтический текст, практически неизвестный массовому читателю.

Другая книга того же автора “Московский дебют Сергея Эйзенштейна” посвящена первому году жизни знаменитого режиссера в Москве, полному загадок, домыслов и мифов, оставленных им самим и его биографами. Используя малоизученные и ранее неизвестные документы, автор рассказывает о событиях, которые привели Сергея Михайловича осенью 1920 г. в Москву, о том, как он оказался сначала художником, а затем помощником режиссера в московском театре Пролеткульта, об истории постановки знаменитого “Мексиканца” по Дж. Лондону, ставшей его блистательным дебютом. В издании обнародованы неизвестные фотографии и документы.

Имя С.А. Кондратьева композитора, путешественника, этнографа, фольклориста, археолога, переводчика сейчас известно только узкому кругу специалистов и немногим знавшим его при жизни людям. Поэтому книга “Весна в Кентэс” для многих – открытие этого человека и его поэтического творчества, т.к. здесь впервые опубликованы его стихи и поэмы.

На протяжении ряда лет А.М. Гарасева (в прошлом – анархистка) была тайным секретарем и ближайшим доверенным лицом А.И. Солженицына во время его работы в Рязани над эпопеей “Архипелаг ГУЛАГ”. Ее воспоминания “Я жила в самой бесчеловечной стране...”, написанные увлекательно и ярко, рассказывают о неизвестных или забытых людях и событиях российской жизни первых революционных лет, тюрьмах и ссылках 20-х и 30-х гг., о московской зиме 1941/ 42 гг., прифронтовой и послевоенной Рязани, о крушении сталинской деспотии и, конечно, дружбе с А.И. Солженицыным.

В книге “Исповедь Рыцаря Света” Е.А. Шиповская, певица, педагог, мистик, рассказывает о своей жизни, на которую еще в 20-х годах неизгладимый отпечаток наложило посвящение в “Орден Света” отделение российского ордена тамплиеров, куда привел ее первый муж А.С. Поль, один из блестящих педагогов театральных вузов Москвы.

Издательство имени Сабашниковых выпускает серию “Записки прошлого”. Качественно изданные, профессионально прокомментированные мемуары открывают новый пласт отечественной истории. Имена авторов не из тех, что у всех на слуху, однако, книги серии являются для нас настоящим культурным наследием. “Воспоминания” Е. А. Андреевой-Бальмонт, жены известного русского поэта К.Д. Бальмонта – увлекательное чтение о быте, культуре, людях искусства, литературы. Три изданные произведения воспроизводят жизнь России первой половины века. Они расположены в хронологической последовательности: “Мои воспоминания о Бальмонте” – главная биография поэта; воспоминания о князе А.И. Урусове, занимавшем выдающееся место “в передовых рядах русской адвокатуры”, тонком знатоке русской поэзии; “Семья Андреевых” написана последней – о своем роде, семье. Книги наполнены образами людей разных сословий, разных уровней образования и культуры, характеров, представлений о мире – от членов императорского дома до обычной прислуги. Биографом она была прекрасным. Безусловная честность сочетается в ее воспоминаниях с хорошим литературным вкусом, глубокой образованностью, замечательной памятью.

Известный театральный деятель режиссер и профессор ГИТИСа Б. Голубовский в своих мемуарах “Большие маленькие театры” вспоминает артистическую Москву 30-40-х годов, воскрешает десятки полузабытых спектаклей многих театров, прослеживает жизнь актеров и режиссеров тех лет. Все это судьбы интересные, порой драматичные, реже счастливые. Книга многих возвращает из забвения. Автор собирался назвать книгу “Как все начиналось”, “Начало конца” или “Записки идеалиста”. Он утверждает, что его поколение застало лучшие годы советского искусства и старается писать о том, как тогда все воспринимали, без поправки на сегодняшние оценки.

Впервые опубликован и двухтомник “Воспоминания” В.Ф. Джунковского московского губернатора в 1905-1912 гг., генерал-майора царской свиты, товарища (заместителя) министра внутренних дел Российской империи и командира отдельного корпуса жандармов в 1913-1915 гг. В воспоминаниях отражены важнейшие события политической, общественной и культурной жизни России 1905-15гг. Свои впечатления, так же как и сведения, почерпнутые из других источников (рассказов очевидцев, газетных сообщений и проч.), автор подкрепляет ссылками на официальные документы: приказы, постановления, циркуляры, стенографические отчеты заседаний Государственной Думы. В текст включены фрагменты личной переписки и другие материалы, вплоть до меню великосветских обедов. Джунковский стремится быть документально точным, сдержанным, беспристрастным в освещении событий, не претендуя на их анализ. Его записки своего рода хроника, в которой почти отсутствуют резкие политические оценки, характеристики лиц скупы, но выразительны, а главную ценность составляют факты.

Издательство “Аграф” представило своим читателям серию “Символы времени”. Открыли серию в 1997 г. воспоминания и эссе Б. Ахмадулиной “Миг бытия”, размышления академика РАН Б.В. Раушенбаха “Пристрастие”, сочинения Б. Парамонова “Конец стиля”.

Продолжил серию известный критик Б.М. Сарнов книгой “Если бы Пушкин жил в наше время...”. Она объединила статьи, написанные в разные годы, но посвященные одной теме истории взаимоотношений советских писателей и советской власти. Среди ее героев Михаил Зощенко, Владислав Ходасевич, Виктор Шкловский, Владимир Войнович, Наум Коржавин, Булат Окуджава, Александр Галич, Владимир Высоцкий.

О судьбе и творчестве Елизаветы Ивановны Дмитриевой (Васильевой), скрывавшейся под звучным псевдонимом Черубина де Габриак, рассказывает ее книга “Исповедь”. Это наиболее полное собрание сочинений поэтессы, неразрывно связанной с судьбами символизма в России.

1999 год добавил опубликованные впервые в полном составе, без купюр, с расширенными комментариями “взрослые дневники” М. Волошина“История моей души”, где запечатлены события культурной жизни Парижа начала ХХ века и гражданской войны в Крыму. В этой книге поэт, философ, художник, критик, человек необыкновенной доброты, чудак, шокирующий обывателей, рассказывает сам о себе и не только о себе. Дневник, прежде всего, портрет времени переломов и революций, свидетельство о бурной эпохе смены столетий, позже названной Серебряным веком русской культуры, о всех ее болях и противоречиях.

Долгое время творчество талантливой русской писательницы Л.Д. Зиновьевой-Аннибал находилось в тени ее знаменитого мужа поэта-символиста Вячеслава Иванова. Теперь настало время по достоинству оценить ее вклад в русскую литературу. Всего три года с 1904 по 1907 творила она, но оставила разнообразнейшее наследие, рассказав по-детски дерзостно и по-женски таинственно о самых сокровенных вещах в женской судьбе, женском теле и женской душе. Развернутый комментарий в книге “Тридцать три урода” воссоздает атмосферу эпохи начала века.

Книга известного оперного режиссера, создателя первого в стране камерного музыкального театра Б.А. Покровского “Моя жизнь – опера” не просто воспоминания, хотя в ней описаны встречи с Мейерхольдом, Станиславским, Прокофьевым, Шостаковичем и многими другими великими музыкантами, дирижерами, режиссерами, актерами. Главная героиня этой книги – Судьба, ее приказы, ее свершения, ее уроки. Для автора судьбою стала опера.

Очень интересна серия “О времени и о себе” издательства “Алгоритм”, где опубликованы воспоминания известных людей, наших современников.

Мемуары Л. Дурова “Грешные записки” о наиболее интересных эпизодах из жизни автора и его друзей. В Англии его назвали “трагическим клоуном”, и он очень дорожит этим званием. Может поэтому в книге удивительным образом переплетаются трагические события с комическими.

Свою книгу “Быть!” И.М. Смоктуновский готовил долго и тщательно. Буквально каждое слово в ней выстрадано великим актером. Иннокентия Михайловича сама судьба хранила для высокого предназначения. В голодные 30-е родители отправили его из сибирской деревни в город, он выжил, а старший брат умер. В декабре 1943 года восемнадцатилетним солдатом он попал в плен. Два зимних месяца в концлагере, дизентерия, истощение, перегон в другой лагерь. Выбившихся из сил пристреливали. Он сумел бежать. Снова фронт. Страшный ночной бой. Безумная атака гитлеровцев. Отчаянная оборона. Уцелело четверо бойцов. На следующий день уже они отчаянно прорываются к своим. Эти события описаны в рассказе “Двор”.

Воспоминания В. Котеночкина “Ну, Котеночкин, погоди!” интересны и для детей, и для взрослых. Любители известного мультфильма узнают, как незадачливый Волк и хитроумный Заяц делали свои первые шаги.

Книга “На плахе Таганки” с подзаголовком “Дневник русского человека” написана артистом этого театра В. Золотухиным. Это уникальный по своей откровенности документ и повествование о небывалой популярности любимовского театра в 60-е – 80-е годы, история внутренних расколов и трудностей, постигших Таганку.

Известный актер О. Стриженов в книге “Исповедь” рассказывает об актерской судьбе, о любви и о жизни кинематографической элиты. Издатель уверяет, что у всех прочитавших книжку “останется светлое радостное чувство”.

Воспоминания замечательной актрисы и интересной женщины Е. Прокловой “В роли себя самой” так же, по мнению издателей, не оставят равнодушным читателя. “Здесь вы найдете рассказ и о сказочном раннем начале творческой биографии, и о жизненных невзгодах, и о мужественной борьбе за свое счастье”, – говорится в аннотации.

Пожалуй, самая обширная и популярная серия – “Мой 20 век” издательства “Вагриус”. В ней, начиная с 1995 года, вышло несколько десятков книг. Авторы – известные и любимые многими писатели, артисты, режиссеры, музыканты, политики… Удивительные судьбы и описания эпохи, в которой нам выпало жить. В полной мере это можно отнести к И. Архиповой, одному из авторов серии. Она, архитектор по образованию, стала оперной певицей мирового уровня. Ее знают и любят во многих странах, где она выступала на лучших сценах. О встречах с выдающимися музыкантами – дирижерами, певцами, композиторами и своей работе с ними, о наиболее памятных событиях рассказала певица в книге “Музыка жизни”.

Книга “Спасибо, сердце!” воспоминание еще одного любимого многими музыканта – Л. Утесова. Его жизнь была полна парадоксов. Не имея музыкального образования, он стал популярнейшим певцом своего времени. В стране, где джаз был раз и навсегда объявлен “музыкой толстых”, он сумел не только создать, но и сохранить на долгие годы первый советский джаз-оркестр. Наконец, не будучи литератором, он писал удивительные стихи и выпустил в свет три прозаические книги. Одна из них и опубликована “Вагриусом”.

Музыку М. Таривердиева знают все, невозможно найти таких, кто ни разу не смотрел “Иронию судьбы” или “Семнадцать мгновений весны”. В славной плеяде “шестидесятников” Таривердиев стоит рядом с Тарковским, Окуджавой, Ахмадулиной. Но его воспоминания “Я просто живу” – не только об “оттепели”. О нескольких десятилетиях жизни страны и нашей культуры автор пишет то с непередаваемым лиризмом, то с беспощадной иронией. В них и детская память о войне и репрессиях, и порой противоречивый взгляд на семидесятые.

Так повелось, что оперного певца обычно сравнивают с его великим предшественником, но автора книги “Мой мир” если и называли “вторым Карузо”, то совсем недолго. Он стал “Первым Паваротти”, и сейчас уже других сравнивают с ним. “Великий, непревзойденный, гениальный” – эти эпитеты сопровождают Л. Паваротти три последних десятилетия. Но путь певца к всемирной славе был труден и тернист, далеко не сразу ему удалось стать явлением в мировой культуре.

А.С. Козлов окончил Московский архитектурный институт. Работал научным сотрудником во ВНИИ технической эстетики. Несмотря на идеологические запреты 50-60-х годов, самостоятельно овладел искусством джаза. Был организатором первых джазовых клубов в Москве, создал джаз-рок-ансамбль “Арсенал”, ставший одним из самых популярных коллективов в СССР, выпустил несколько долгоиграющих пластинок и компакт-дисков. Звуки его “золотого” саксофона чаруют миллионы поклонников, а добродушно-ироничное “Козел на саксе” не просто кличка, а мгновенно узнаваемый пароль. Так А. Козлов и назвал свои мемуары.

Имя М. Магомаева известно едва ли не каждому жителю нашей страны. Он ворвался на эстраду подобно яркой комете в начале 60-х. Популярность певца была невероятной. Его песни постоянно звучали по радио и телевидению, пластинки были нарасхват, концертные залы не могли вместить всех желающих послушать его. Сотни тысяч людей жаждали узнать подробности жизни своего божества, а он оставался для них загадкой. Отсюда – бесконечная череда слухов и сплетен, порой далеко не безобидных… И вот наконец – книга “Любовь моя мелодия”, которая будет открытием для всех фанатов Магомаева. Неожиданная, откровенная, местами парадоксальная и… оставляющая пространство для читательских вопросов и фантазий.

Александр Городницкий – поэт и доктор наук, один из самых известных представителей поколения “шестидесятников”. Он – яркое воплощение феномена, возникшего в России в середине шестидесятых годов, когда человек с гитарой стал властителем дум, выразителем мыслей и чувств миллионов. “Атланты” и “Снег”, “Над Канадой” и “Перекаты”, “Донской монастырь” и “Жена французского посла” не звучали ежедневно по радио и телевидению, но их знали и пели тысячи людей, зачастую даже не имея понятия об их авторе. Но в своих воспоминаниях “Не пойте без меня…” А. Городницкий рассказывает не только об авторской песне. Ученый с мировым именем, он объездил с научными экспедициями весь свет, и его путевые заметки, написанные то лирично, то с тонкой иронией, составляют отдельную часть книги.

Поэты представлены в серии Константином Ваншенкиным, Андреем Вознесенским, Евгением Евтушенко. Книга прозы К. Ваншенкина “Писательский клуб” имеет подзаголовок – “Воспоминания”. Однако в ней нет мемуарной тяжеловесности, сосредоточенности на себе. Это подлинный Клуб, где можно встретить Твардовского и Бернеса, Антокольского и Светлова, Тарковского и Высоцкого. Это рассказ о времени и людях, рассказ живой, интересный, хотя вовсе не беспристрастный. Есть в нем и печаль об умерших, и горечь от несбывшегося…

Кто из “шестидесятников” не помнит знаменитые поэтические вечера в Политехническом музее? В то время они стали собирать полные залы, поэты привлекали многотысячные аудитории на стадионы, стали кумирами миллионов. И одним из первых в этой плеяде был А. Вознесенский. Жизнь его, как подобает жизни настоящего поэта, полна взлетов и падений, признания и замалчивания. Об этом в книге “На виртуальном ветру”.

Свою первую автобиографию Е. Евтушенко назвал “Преждевременной автобиографией”. “Волчий паспорт” он именует “биографией вовремя”. Это мозаика жизни поэта, его корни, его четыре любви, его иногда почти детективные приключения в разных уголках земного шара, его встречи с Пастернаком, Шостаковичем, Пикассо, Феллини, Че Геварой, Робертом Кеннеди… Он заметная и яркая фигура в общественной жизни, подлинный человек ХХ века.

Взгляд на ХХ век части отечественных прозаиков отражает Г. Бакланов в книге воспоминаний “Жизнь, подаренная дважды”. В ней известный, прежде всего военной прозой, писатель не столько рассказывает о своей жизни, сколько осмысливает события столетия, свидетелем и участником которых ему пришлось быть. Уникальный опыт писателя, несомненно, привлечет внимание всех, кому небезынтересна история культуры. Не менее интересны и воспоминания о редакторской деятельности. Кроме того, это и повесть о людях, с которыми он тесно общался – писателях Твардовском, Паустовском, Трифонове, режиссерах Любимове, Хуциеве и других.

В томе “Трава забвенья” В. Катаева собраны под одной обложкой мемуарные произведения, вышедшие в 70-х годах в “Новом мире” и зачитанные в библиотеках до дыр. Утратив аромат запретного плода (Катаев полунамеками рассказывал о жизни и судьбе тех, кого и упоминать-то в советских журналах было нельзя), книги не только сохранили достоинства стиля, но и приобрели новое очарование на волне модной сегодня ностальгии.

Мемуарная проза А. Мариенгофа долгие годы оставалась неизвестной читателю. Лишь в последние десятилетия ее стали издавать, но лишь по частям, и никогда – в едином томе. Сам же автор рассматривал три части своих воспоминаний (“Роман без вранья”, “Мой век, мои друзья и подруги” и “Это вам, потомки!”) как единое целое и даже дал этой не состоявшейся при его жизни книге название – “Бессмертная трилогия”. Так и представлена она в серии. А блестящий стиль, острая наблюдательность и яркая образность языка, рассказы о легендарных личностях в истории нашей культуры, возможно, делают трилогию и вправду бессмертной.

Судьба А. Рыбакова вобрала в себя все ключевые моменты истории нашей страны в ХХ веке. Начиная с Октябрьской революции, он был первым пионером и комсомольцем, студентом и солдатом, строителем и заключенным, лауреатом Сталинской премии и опальным писателем. Долгая жизнь писателя легла на страницы произведения, названного им лаконично и всеобъемлюще “Роман-воспоминание”. В нем много героев, но главный – Время, ничем не приукрашенное, подлинное и вечное.

В “Автобиографии” классика детективного жанра А. Кристи жизнь и творчество практически не пересекаются. И никаких особых тайн автор не раскрывает. Вначале писательство было для Агаты Кристи лишь одним из многих развлечений. Свой первый детективный роман она написала почти на пари – и в издательстве он пролежал неопубликованным два года, затем, когда литература стала занятием профессиональным, писательница регулярно сочиняла романы в том же жанре, который принес ей успех. Уже в достаточно зрелом возрасте, под 60, “ей вдруг страстно захотелось написать автобиографию”, чем она и занималась в течение 15 лет. Последовательно и подробно Агата Кристи описывает типичную жизнь представительницы английского “миддл-класса” в первой половине ХХ века с чисто женским вниманием к бытовым мелочам, материальным проблемам и психологическим нюансам отношений между людьми.

“Для меня привычнее описывать жизнь других людей, а не собственную”, - признавался А. Моруа. С этим нельзя не согласиться – перед тем, как взяться на склоне лет за мемуары, он прославился как автор многочисленных романов-биографий. Эти книги пользовались невероятной популярностью во всем мире. Но для своего жизнеописания Моруа выбрал скромное жанровое определение “Мемуары”, хотя оно отнюдь не маловыразительно. Участник двух мировых войн, неутомимый путешественник, он не только изучал жизнь знаменитостей прошлого, но и был близко знаком со многими выдающимися людьми своей эпохи. На страницах его воспоминаний – Де Голль и Клемансо, Рузвельт и Черчилль, Киплинг и Сент-Экзюпери… В книгу Моруа вместился не только богатейший жизненный опыт, но и все стороны его литературного дарования – ироничный ум, легкое перо, энциклопедические знания и острая наблюдательность.

“Каботажное плавание” Ж. Амаду трудно назвать мемуарами. Скорее, это роман-воспоминание, состоящий из многочисленных коротких новелл, серьезных или шутливых. Их объединяет образ главного героя, который на склоне лет подводит итоги долгой жизни, где была голодная юность, ранняя и громкая писательская слава, “борьба за мир во всем мире”, прозрение, горькое разочарование в “аппаратном социализме”, тюрьмы, изгнание… Россыпь отдельных лирических, трагических, анекдотических фрагментов объединена общим подзаголовком: “Наброски воспоминаний, которые никогда не будут написаны”.

В начале 60-х годов вышла книга “Ни дня без строчки”, составленная талантливым писателем и литературоведом Виктором Шкловским из дневниковых записей и фрагментов прозы Ю. Олеши. На протяжении более трети века она считалась “лицом” прозаика, о котором, в сущности, было известно не так уж много – официальная биография Олеши умещалась в несколько строк. “Книга прощания” также собрана из заметок Олеши, носящих преимущественно автобиографический характер, однако большинство этих материалов не публиковалось никогда, т.к. они расходились с “официальной линией” советской литературы. В этих записях соседствуют размышления о смысле жизни и литературном процессе. Поклонники творчества писателя откроют для себя “нового Олешу”.

Из политических деятелей первым в серии выступил Е. Гайдар. В сорок лет политик обычно не склонен писать мемуары – это время активного действия. Однако Е. Гайдар напрочь отметает привычные представления. “Дни поражений и побед” – это попытка написания истории становления новой российской государственности. Попытка тем более ценная, что она предпринята непосредственным участником этого процесса.

Другой автор серии тридцать лет был “фигурой умолчания”, лишь в годы перестройки его личностью заинтересовались историки и журналисты. Но количество данных им интервью можно было пересчитать по пальцам. “Такие люди уносят свои тайны в могилу”, таково было единодушное мнение. И вот воспоминания изданы. Точнее, наиболее интересные фрагменты из 14 000 рукописных страниц, составляющих мемуарное наследие Л. Кагановича. Его “Памятные записки” – книга человека, абсолютно убежденного в своей личной, политической и исторической правоте, не меняющего взглядов всю жизнь. Свои “Записки” он писал, по его собственному выражению, не для праздного обывателя, а скорее для архива, в который придет ученый-историк, исследователь эпохи, современной Кагановичу, чтобы воспользоваться воспоминаниями очевидца, активного участника событий этого времени.

Говорят, что дипломат подобен айсбергу, надводная часть которого то, что он может сказать, а подводная – то, что он знает. В мемуарах “Через годы и расстояния” О. Трояновского, “легенды советской дипломатии”, “айсберг всплыл на поверхность”. На страницах книги – доселе неизвестные подробности Нюрнбергского процесса и Карибского кризиса, история создания и деятельности Организации Объединенных наций, тайны кулуаров Кремля и “высотки” на Смоленской площади, причины и следствия побегов на Запад высокопоставленных советских дипломатов. А среди персонажей – Сталин и Гитлер, Хрущев и Молотов, Рузвельт и Кеннеди, Мао Цзедун и Дэн Сяопин… И конечно, в воспоминаниях размышления о высокой политике органично сплетаются с меткими наблюдениями и остроумными характеристиками “сильных мира сего”.

Первые лица советского государства редко позволяли себе писать мемуары. Если же их книги и выходили, то содержание оказывалось донельзя однообразным, пресным, лишенным сколько-нибудь интересных фактов. Такой была и книга А. Микояна “В начале двадцатых”, вышедшая в “Политиздате” в середине 70х. Новое издание воспоминаний “Так было” подготовлено сыном автора Серго Микояном на основе личных записей и архивных документов. Оно является уникальным свидетельством “из первых рук” о более чем шестидесятилетнем периоде нашей истории. Это неприкрашенные рассказы о становлении советской власти, о налаживании торговых отношений с Западом в 30-е годы, о работе промышленности в годы войны, о снабжении фронта, о Сталине и Берии, о Карибском кризисе и заговоре против Хрущева…

В 1997 г. в серии вышли “Воспоминания” Н.С. Хрущева, который начал писать их после отставки со всех партийных и государственных постов в 1964 году. Его бывшие соратники активно препятствовали ему в этом, т.к. мемуары бывшего лидера СССР обещали быть явно “ненародными”. Поэтому “Воспоминания” увидели свет сначала за рубежом, а на Родине появились много позже – лишь в годы перестройки они были опубликованы в журнале “Вопросы истории” и частично в “Огоньке”.

Недавно изданы “Воспоминания” В. Варенникова – генерала армии, бывшего командующего Сухопутными войсками СССР, ныне – председателя Комитета Государственной думы по делам ветеранов, одного из лидеров народно-патриотического союза. Это не просто воспоминания человека, прожившего необычайно интересную жизнь. Это история нашей армии и самой страны на протяжении более чем полувека, честное описание и глубокий анализ событий, имевших решающее значение для СССР и России, многие из которых до сих пор являются предметом спора политиков и историков, вызывают живейший отклик в душах людей: война в Афганистане, распад Варшавского договора с последующим выводом советских войск из Европы, действия армии в августе 1991 года, процесс “по делу ГКЧП” и постоянно пробуксовывающая военная реформа в постсоветской России…

Мало людей могут похвастаться такой богатой биографией, как Карл Густав Маннергейм – выдающийся государственный и военный деятель Финляндии. Он выходец из семьи шведов, был генералом русской армии, удостоенным высоких наград за храбрость в русско-японскую и первую мировую войны. Великолепный кавалерист, он обучал верховой езде членов царской фамилии, принимал участие в многочисленных научных экспедициях по Центральной и Средней Азии. После революции во многом способствовал установлению независимости Финляндии – бывшей российской провинции. Став маршалом, главнокомандующим финскими вооруженными силами, дважды воевал против СССР. Возглавил страну в 1944 году, в период военных поражений, и добровольно сложил с себя полномочия в 1946-м, когда послевоенный суверенитет Финляндии был гарантирован после секретных переговоров с представителями Сталина. “Мемуары” политика и военного прольют свет на многие непростые моменты взаимоотношений России со своей соседкой, откроют малоизвестные страницы.

Наиболее широко в серии “Мой 20 век” представлены мемуары актеров и других представителей искусства. Здесь автобиографии Брижит Бардо, Клаудии Кардинале, Кэтрин Хепберн, воспоминания Георгия Буркова, Василия Катаняна, Михаила Казакова, Эльдара Рязанова, Лидии Смирновой, Татьяны Дорониной, Милаша Формана, Евгения Весника и других.

Выделим среди них новинку – “Мои часы идут иначе” О. Чеховой. В истории ХХ столетия найдется немного женщин, чья судьба была бы столь же уникальна, как судьба этой женщины. Судите сами – юная дворянка, вхожая в императорскую семью, решает посвятить себя сцене. Ее учителем становится сам Станиславский, а мужем – гениальный актер Михаил Чехов. Оказавшись в эмиграции после 1917 года, она не затерялась в массе беженцев из России. Молодая актриса стала одной из самых ярких звезд германского и европейского кинематографа. С приходом к власти нацистов она вошла в близкое окружение Гитлера и Геббельса, стала официальной кинозвездой Третьего рейха. И после 1945 года ее не постигла судьба тысяч “фашистских прихвостней”, закончивших свою жизнь в сталинских лагерях. В последнее время об Ольге Чеховой начали говорить как о супершпионке ХХ века, затмившей Мату Хари, о том, что она была внедрена в верхушку нацистского руководства по личному приказу Сталина. Так ли это? Мемуары артистки не дают однозначного ответа на этот вопрос…

Есть свой читатель у серии “Биографии” того же “Вагриуса”. Она представляет знаменитостей, знаковых фигур ХХ столетия.

Так под одной обложкой объединены “П.А. Капица, И.Е. Тамм, Н.Н. Семенов”. Книга создана главным образом на основе трех номеров естественнонаучного журнала “Природа”, выпущенных к 100-летним юбилеям ученых. Каждый раздел начинается со вступительного слова ближайшего ученика, затем хроника жизни и попытка ее осмысления в пространстве и времени, далее пристальный взгляд на научную деятельность ученых. Собранные материалы строго документальны. Большой объем писем и других документов публикуются впервые.

Автор биографии “Мейерхольд” Ю. Елагин – бывший оркестрант театра им. Вахтангова, младший современник великого режиссера, зритель многих его спектаклей и свидетель событий жизни. “Не забуду – и всем расскажу, кто только захочет слушать”, – эти слова автора книги приводит Михаил Чехов в предисловии к ее первому нью-йоркскому изданию в 1955 года. Страстное желание рассказать – донести, чтобы услышали и не забыли, ощущение сопричастности и даже некоторой общности, родства душ создают книге тот самый нерв, без которого свидетельствование о противоречивости натуры Мейерхольда, его непростом пути в искусстве и трагической судьбе было бы немыслимым. В то же время фактический материал книги собран с дотошностью.

Известная журналистка и писательница М.-Ф. Покна в своей книге “Кристиан Диор” прослеживает головокружительную карьеру знаменитого законодателя мод. Мало кто знает о похожей на волшебную сказку судьбе основателя всемирно известной фирмы. В ней было и предсказание блестящего будущего, и долгий путь к заветной цели, и оглушительный успех, пришедший буквально в один день. Автор показывает читателю парижские салоны и студии Голливуда. Но писать о силуэтах Диора недостаточно – их надо видеть, поэтому просматривать фотографии в этой книге – немалое удовольствие.

Историк и писательница С. Брэдфорд свыше 10 лет работала над книгой “Елизавета II” о королеве Великобритании – изучала архивы, беседовала с придворными, политиками и членами королевской семьи, тщательно отделяла истину от сплетен и факты от вымысла. Несмотря на то, что одна из самых могущественных женщин земли, почти полвека восседающая на британском троне, постоянно находится в центре внимания, о ее частной жизни почти ничего не известно. Что за человек Елизавета? Каково быть монархом и одновременно матерью четверых детей? Ответы на эти и многие другие вопросы читатель найдет в книге.

Загадочный Арнольд Шварценеггер, которому в 1997 году исполнилось 50 лет, успел сыграть много ролей и в кино, и в жизни. В книге “Шварценеггер” собраны все “правдивые мифы” о нем, так что прочитавший сочинение Н. Эндрюса может считать себя знатоком всех перипетий жизненного пути знаменитой голливудской звезды. Все материалы тщательно собраны, снабжены многочисленными цитатами, изысканно откомментированны. И пусть читатель сам решает, что же это за явление – Арнольд Шварценеггер. Застенчивый парнишка, выросший в глухой австрийской деревушке, культурист-бодибилдер, завоевавший титулы “Мистер Вселенная” и “Мистер Олимпия”, самый высокооплачиваемый актер американского кино, удачливый бизнесмен-миллионер, крупный владелец недвижимости, любящий отец и преданный муж, член патрицианского семейства Кеннеди, советник президента США по физической культуре и спорту… Или же просто устрашающая гора мускулов, изрекающая отрывочные фразы на корявом английском, биомеханический робот, предназначенный уничтожать противника…

Опубликованы в серии и биографии других кумиров ХХ века – А. Пугачевой, Дж. Версаче, О. Хепберн, К. Тарантино…

Биографичны серии “Мужчина-миф” ростовского издательства “Феникс” и “Женщина-миф” смоленского “Русича”.

Герои серии “Мужчина-миф” – выдающиеся творческие личности, мифические фигуры. Среди них актеры Ален Делон и Жерар Депардье, Андрей Миронов и Евгений Леонов, писатель Эрнест Хемингуэй, поэт Владимир Высоцкий, певец Элвис Пресли. Авторы – режиссеры, писатели, критики, опираясь на письма, интервью, воспоминания родных, близких партнеров раскрывают противоречивые натуры героев. Однако они не претендуют на полноту картины, скрупулезность исследования. В целом книги серии предназначены широкому читателю для развлекательного чтения. Они могут стать первой ступенькой в знакомстве с биографией и творчеством кумиров миллионов и любимцев женщин.

Серия “Женщина-миф” более обширна и разнообразна. “Любовь и маска” Д.А. Щеглова о легендарной жизни Любови Орловой, “Дочь адмирала” В. Федоровой и Г. Фрэнкл, напоминает голливудский сценарий фильма со счастливым концом об актрисе Зое Федоровой; “Жаклин” К. Келли – биография Жаклин Бувье Кеннеди Онассис с бесчисленными драматическими событиями; “Принцесса” и “Дочери принцессы” Д. Сэссон – о жизни под чадрой в Саудовской Аравии, полной средневековых обычаев; “Воспоминания” М.Кшесинской о тернистом пути к славе; “Эвита. Подлинная жизнь Эвы Перон” С. Райнер о жене президента Аргентины Хуана Перона, самой богатой и влиятельной женщине Латинской Америки 40-50-х годов; “Тень Мао” Л. Бодар – о жизненном пути Цзян Цин, последней жены Мао Цзедуна, которая попыталась стать политической наследницей “великого кормчего”; “Возлюбленная террора” – об одной из “центральных террористок” в России начала века Марии Спиридоновой; “Агата Кристи” – о работе и взаимоотношениях с близкими популярной писательницы; “Моя непостижимая Шанель” Э. Шарль-Ру с всевозможными подробностями, фактами, свидетельствами о законодательнице мод.

***

Для более глубокого изучения литературы можно предложить серию “Политические партии России. Конец XIX – первая треть ХХ века. Документальное наследие”, которую выпускает издательство “РОССПЭН” (Российская политическая энциклопедия) совместно с Центром политической и экономической истории России, Государственной архивной службой РФ, Государственным архивом РФ. Ее книги дают много новых и полезных знаний всем, кто интересуется отечественной историей. Издания снабжены подробными комментариями и указателями. Многие документы печатаются только сейчас.

Первым был двухтомник “Анархисты” (1998). В нем представлены в достаточно полном объеме ранее неизданные документы анархистских групп различных направлений – с 1883 по 1916 год включительно, всего 284 документа. Это важно, поскольку в советские годы анархизм изучали лишь немногие историки партии, да и то в контексте борьбы КПСС с мелкобуржуазными общественно-политическими группами. Подавляющее большинство документов сборника – это листовки, прокламации и воззвания. Анархисты были одними из немногих на политической сцене, кто в прокламациях открыто призывал к убийствам, поджогам, воровству, грабежам и бомбометанию. Заголовки листовок типа “Приготовление бомб” или “Как поджигать помещичьи стога” – обычное дело. Один пример: “г. Ферберов! Группа Черных Воронов имела честь на днях посетить Вас с целью конфискации Вашего капитала. Благодаря поднятому Вами и Вашей прислугой крику группа принуждена была удалиться, не прибегнув к жертвам. Теперь, во избежание террора группа поручила своему уполномоченному “Твердая Рука” получить с Вас шестьсот рублей (600 руб.). В случае отказа или ареста одного из уполномоченных группы, Вам грозит смерть и полное разрушение Вашей собственности. Группа Черных Воронов под предводительством “Твердая Рука”.

Среди других материалов можно найти публикации, посвященные одной из самых крупных по численности и значительных по влиянию – партии социалистов-революционеров (“Партия левых социалистов-революционеров: Документы и материалы” в 3-х томах); идеологии, политической стратегии, тактике, организационным принципам меньшевизма (“Меньшевики, 1903—1917: Документы и материалы”; “Меньшевики в 1917 году” в 3-х томах; “Меньшевики в 1918 году” в 2-х книгах; “Меньшевистский процесс 1931 года: Документы и материалы”); одной из ведущих либеральных партий – конституционно-демократической (“Протоколы ЦК и заграничных групп конституционно-демократической партии, 1905–1934 гг.” в 6-ти томах; “Съезды и конференции кадетской партии, 1905—1919 гг.” в 5-ти томах); умеренно-либеральной – “Союз 17 октября” (в 2-х томах) и правым – “Союзу русского народа” и “Совету русского собрания” (“Правые партии. 1905—1917: Документы и материалы” (в 2-х томах).

Подобного рода изданий до настоящего времени не было. Проект – попытка восполнить существующий в исторической литературе пробел информации. Документы дают представление о практической работе партий, их лидерах и активистах, программных установках и тактике. Они являются базовыми при изучении истории партий, позволяют увидеть партийную жизнь изнутри, уяснить “механизм” принятия тех или иных решений. Кроме того, эти материалы освещают широкий круг вопросов общественно-политической жизни России начала ХХ века.

Издание носит академический характер, однако и любознательный читатель может найти в нем много интересного, ведь в публикуемых материалах жизнь партий предстает на фоне реальных исторических событий, а сами документы являются живыми свидетельствами эпохи.

ЧАСТЬ 1


На страницу "Методические пособия"Карта дискаВ главное меню дискаНа страницу "Издания научно-методического отдела"

О программеЗакрыть программу