НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦБС
В помощь руководителям библиотек

Научно-методический отдел
Тверская ОУНБ им. А.М. Горького, 2000 г.

Составитель: Н.С. Пархаева, гл. библиотекарь НМО
Редактор: Л.А. Абрамова, зав. отделом НМО


От составителя

Уважаемые коллеги!

На занятиях областной школы управления руководителей ЦБС много внимания уделялось вопросам разработки нормативно - правовых документов. В настоящее время подобные документы имеются почти во всех ЦБС. Сейчас очень важно следить за их соответствием действующему законодательству, своевременно вносить необходимые изменения.

Цель настоящих рекомендаций состоит в том, чтобы помочь руководителям библиотек в этой работе.

***

Нормативно - правовые документы делятся на две группы:

  • Нормативно - правовые документы, регламентирующие деятельность ЦБС (библиотеки). К ним относятся устав, учредительный договор, положения о структурных подразделениях, правила пользования библиотекой.
  • Документы, устанавливающие правила взаимоотношений администрации с персоналом ЦБС (библиотеки): правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, коллективный договор.

НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕТЫ,
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦБС

УСТАВ (ПОЛОЖЕНИЕ).

Главным документом, определяющим деятельность любого учреждения, в том числе и библиотечного, является устав (см. ст.52 Гражданского кодекса РФ). Устав – это свод правил, установленный учредителем на основе законодательства и регулирующий правовое положение организации (понятие “организация” как родовое охватывает все виды предприятий, учреждений безотносительно к профилю их деятельности), основную деятельность, права и обязанности, взаимоотношения с другими организациями и гражданами.

Устав - это юридическая защита:

  • существования ЦБС (библиотеки);
  • ее основной деятельности (в том числе платных услуг);
  • предпринимательской деятельности;
  • возможности распоряжаться своими доходами.

Уставные документы ЦБС составляются с учетом рекомендаций МК РФ “Примерный устав “государственной организации культуры” (см. Служебные и нормативные материалы. Вып.4. 1994), письма МК РФ “О статусе организаций культуры” от 23 сентября 1997 г. № 525 - 18.9 - 25”. Комитет по делам культуры администрации Тверской области в 1994 году разработал “Примерный устав организации культуры”, который согласован с областным комитетом по управлению имуществом и выслан в районные и городские отделы культуры.

Обращаем ваше внимание на рекомендательный акт “Основные положения организации сети муниципальных общедоступных (публичных) библиотек в субъектах Российской Федерации” (приложение к циркулярному письму МК РФ от 08.01.98 № 01-02/16-29. См. “Служебные и нормативные материалы”. Вып.2. - М., 1998. - С. 43 - 47). Его можно использовать в работе с уставом для внесения дополнений и изменений. Примеры библиотечных уставов содержатся в справочнике “Библиотека и закон” (Вып. 1 - 2).

В соответствии с федеральным законом РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” ( 1996 г.), местные власти вправе разрабатывать примерные уставы (положения) для своих муниципальных учреждений. Например, Тверская городская дума решением от 2 июля 1997 № 101 года утвердила “Положение о муниципальном учреждении”.

В полной мере устав действует, если ЦБС имеет статус юридического лица. Напомним, что понятие юридического лица дается в ст.48 Гражданского кодекса РФ, а его правоспособность раскрывается в ст.49. Библиотечные учреждения, имеющие право юридического лица, обладают гражданскими правами в соответствии со своей деятельностью. Например, имеют в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс или смету, открывают бюджетный и расчетный счета в банках, могут самостоятельно подавать иски в суды и быть ответчиками в них и др.

Статус юридического лица приобрели только Вышневолоцкая, Зубцовская, Ржевская, Торопецкая ЦБС, МБС г. Твери. Централизованные библиотечные системы (библиотеки) с правом юридического лица получают свидетельство о государственной регистрации. Органы статистики включают их в Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО). ЦБС ставятся также на учет в налоговую инспекцию, местные отделения Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда обязательного медицинского страхования. Только при получении статуса юридического лица ЦБС имеют право пользоваться налоговыми льготами.

Большинство ЦБС разработало уставы и не приобрело статуса юридического лица. Иногда это связано и с тем, что некоторые руководители не хотят брать на себя полную ответственность за учреждение.

Такие ЦБС являются структурными подразделениями местных органов культуры, социально - культурных объединений ( СКО) и имеют ограниченные права. Эти централизованные библиотечные системы не получат свидетельство о государственной регистрации. Руководители могут вступать в правоотношения с организациями (заключение договоров), гражданами (имущественное или денежное возмещение читательской задолженности через суд) только по доверенности от юридического лица, в роли которого выступает отдел (комитет) по делам культуры или СКО. Не имеют они и самостоятельности в распоряжении финансовыми средствами, выделяемыми на содержание ЦБС, а также заработанными за счет платных услуг. Прием и увольнение работников ЦБС руководители могут осуществлять тогда, когда им это право делегировано юридическим лицом.

Устав состоит из следующих примерных разделов:

    1. Общие положения.
    2. Цели, задачи и предмет (основные направления) деятельности учреждения.
    3. Права и обязанности учреждения.
    4. Имущество учреждения.
    5. Финансовые средства.
    6. Библиотечные фонды ( выделяются в самостоятельный раздел, так как требуют особых условий по сохранению в сравнении с другим имуществом).
    7. Управление учреждением. Трудовой коллектив (персонал).
    8. Реорганизация и ликвидация учреждения.

В первом разделе устава сложности возникают в определении организационно- правовой формы ЦБС. На основании ст. 50 ГК РФ и ст.2 федерального закона “О некоммерческих организациях”(1996 г.) централизованная библиотечная система (библиотека) является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения.

В некоторых уставах не прописана роль учредителя. Полномочия органов местного самоуправления по созданию муниципальных учреждений определены в уставе муниципального образования (города, района). Как правило, в роли учредителя ЦБС области выступают администрация района (города), отделы (комитеты) отвечающие за культуру, а также комитеты по управлению имуществом (собственники муниципального имущества).

К компетенции учредителя относится:

  • Финансирование основной деятельности ЦБС.
  • Административный и финансовый контроль за основной деятельностью.
  • Утверждение устава, дополнений, изменений.
  • Назначение на должность руководителя ЦБС.
  • Закрепление за ЦБС имущества на праве оперативного управления (комитет по управлению имуществом){см. ст. ст. 296, 298 ГК РФ}.
  • Приостановление предпринимательской деятельности, если эта деятельность идет в ущерб основной (см. п.9 “Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры, искусства, находящихся в собственности Тверской области”, утвержденного постановлением губернатора области от 30.03.98, №210).
  • Согласование правил пользования библиотеками.

Ряд ЦБС заложили в уставе структуру центральной библиотеки и тем самым ограничили себя в свободных действиях по ее изменению. При перемене структуры ЦБ, придется вносить изменения и дополнения в учредительные документы. Лучше всего в уставе показать основные отделы ЦБ и пояснить, что “структура ЦБ может изменяться в связи с решением поставленных задач”. Это касается и структуры ЦБС в целом, которую можно показать в приложении к уставу (наименование библиотек - филиалов, их адреса).

Перечень библиотек - филиалов, входящих в ЦБС, и их адреса можно показать в приложении к уставу.

В разделе “Права и обязанности учреждения” (в рекомендованном уставе комитета по делам культуры Администрации Тверской области он называется “Организация деятельности”) не все указывают на возможность заниматься предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством (см. ст.47 закона РФ “Основы законодательства Российской Федерации о культуре” 1992 г.; п.2 ст.24 федерального закона РФ “О некоммерческих организациях” 1996 г.), закрывая себе путь к ее ведению. Ограничивать в уставе виды предпринимательской деятельности(см. Налоги и библиотеки.-- Тверь,1998. – С.7) не нужно, в конце их перечня поставьте слова “и другие”.

Здесь же необходимо заявить о земельных участках, на которых находятся здания библиотек (не арендованные). Например, ”За библиотекой закреплено здание по адресу: _____________; площадью ______, расположенное на земельном участке, выделенным комитетом по земельным ресурсам в безвозмездное пользование на весь период существования библиотеки и зарегистрированным учреждением юстиции на основании _____________ (название документа, его номер, дата, год)”. Возможность сдачи имущества ЦБС в аренду с согласия учредителя также фиксируется.

Финансовые ресурсы ЦБС находятся в ее полном распоряжении и не подлежат изъятию иначе, как на основании вступившего в силу судебного или арбитражного решения. Об этом важно прописать в разделе “Финансовые средства” и пояснить, кто осуществляет бухгалтерский учет ЦБС (бухгалтерия местного органа управления в сфере культуры, бухгалтер ЦБС). При централизации бухгалтерского учета за руководителями ЦБС сохраняются все права по решению вопросов, относящихся к финансово - хозяйственной деятельности ( см. п.8 “Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях”, утв. приказом Минфина РФ от 30 дек. 1999 г. № 107н. Зарегистр. в Минюсте РФ от 28 янв. 2000 г. рег. №2064).

В разделе “Библиотечные фонды” указывается документ, на основании которого осуществляется учет фонда. Это --“Инструкция об учете библиотечного фонда “(см. Библиотека и закон. Вып.5. - М.,1998. - С.242 -265). Также делается ссылка на существование такого внутреннего нормативного акта, как “Положение о сохранности библиотечного фонда”, в котором закрепляются все важные направления по сохранности библиотечного фонда(см. Библиотечные фонды ЦБС в вопросах и ответах. Вып.1. — Тверь,1997).

Типичная ошибка встречается в разделе “Управление учреждением. Трудовой коллектив.” Права трудового коллектива не раскрываются совсем или допускается их превышение в сравнении с действующим законодательством (см. гл. ХУ - А “Трудовой коллектив” КЗоТ РФ).

Напомним, в компетенцию трудового коллектива входит:

  • рассмотрение и утверждение проектов коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка;
  • участие в создании общественных организаций (профсоюзных, библиотечного общества и т.д.) и определение условий их деятельности;
  • решение вопросов развития ЦБС.

Согласия трудового коллектива на утверждение кандидатуры директора ЦБС не требуется, его назначает учредитель. Важно прописать права руководителя на заключение трудовых договоров и увольнение сотрудников ЦБС.

Положения о городских и сельских филиалах ЦБС, детской библиотеке составляются по аналогичной схеме. Их утверждает руководитель ЦБС. Необходимо учитывать специфику каждой библиотеки - филиала и зафиксировать ее во всех разделах положения, например, работу в определенном направлении; обслуживание специальных читательских групп; специфику комплектования; оказание видов услуг, в том числе платных; права в отношении закрепленного имущества, заработанных средств и т.д.

В некоторых малонаселенных деревнях, с целью экономии бюджетных средств, по решению главы администрации муниципального образования создаются организации культуры, объединяющие функции клуба и библиотеки. Если новое учреждение получает наименование клуб - библиотека, то оно выходит из сети ЦБС. Библиотека - клуб остается в централизованной библиотечной системе. В этих двух случаях речь идет о реорганизации (см. ст. 57 ГК; ст. 23 федерального закона РФ “О библиотечном деле”). В приложении дается положение о библиотеке - клубе.

Отделы центральной библиотеки, других библиотек, входящих в ЦБС, работают на основе положений, которые меняются чаще, чем уставы. В них определяются основные задачи и направления деятельности. Изменились задачи, появилось новое направление деятельности, произошло реформирование отдела - все это находит отражение в положении. В него рекомендуется включать следующие разделы:

  1. Общие положения ( цель создания, структура, управление, взаимоотношения с другими подразделениями ЦБ, ЦБС ...).
  2. Направления деятельности.
  3. Права и обязанности.

УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР.

К уставным документам также относится учредительный договор. В ЦБС области он не составлялся. Учредительный договор очень полезен, так как имеет большую правовую значимость. Преимущество учредительного договора состоит в том, что учредители обязуются создать юридическое лицо. С его помощью возникают гражданские права и обязанности между учредителем и библиотечным учреждением (см.ст.8 ГК; ст.42 закона РФ “Основы законодательства Российской Федерации о культуре” от 9 окт. 1992 г. №3612-1). Договор определяет взаимные обязательства сторон, условия и порядок использования имущества, порядок финансирования деятельности ЦБС учредителем (учредителями, например, в административно -территориальных делениях с двойным подчинением городской и районной администрациям), решение социальных вопросов. В учредительном договоре оговаривается, что централизованная библиотечная система самостоятельна в осуществлении своей творческой, производственной деятельности.

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ (ЦБС).

Обязательства библиотеки по отношению к пользователю и пользователя к библиотеке оформляются в правовом документе - правилах пользования библиотекой. С помощью правил пользования библиотекой обеспечивается гласность и открытость информации о ЦБС.

Во всех ЦБС действуют правила пользования библиотекой. Они соответствуют федеральному закону “О библиотечном деле” (1994 г.), ГК РФ (1996 г.). Но в некоторых библиотеках в правила включены нормы отмененных документов, например, о возмещении десятикратной стоимости за ущерб библиотечному фонду. Их нужно переделать.

Типовых правил пользования государственной и муниципальной библиотекой сегодня нет. Каждая ЦБС самостоятельно определяет их структуру, устанавливает свой порядок выдачи документов пользователям и сроки возврата. Ответственность пользователей за библиотечный фонд регулируется законодательством (см. Библиотечные фонды ЦБС в вопросах и ответах. Вып.1.-- Тверь, 1997.)

ДОКУМЕНТЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ПРАВИЛА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
АДМИНИСТРАЦИИ С ПЕРСОНАЛОМ БИБЛИОТЕКИ (ЦБС).

ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ.

Каждый сотрудник ЦБС имеет должностную инструкцию (см. комментарий к ст.127 КЗоТ РФ). Должностная инструкция составляется в соответствии с “Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников культуры РФ” (Библиотека и закон. Вып.1. – М.,1996. -- С.146 –155).

В должностной инструкции дается краткая характеристика исполнителя должности; содержатся требования к образованию, повышению квалификации, стажу работы; описывается круг конкретных работ сотрудника; его права, ответственность; кому подчиняется и дает распоряжения ( если сотрудник - руководитель структурного подразделения). Обязательно делается оговорка, что в связи с изменением задач в деятельности библиотеки, ее структуры, в должностную инструкцию вносятся дополнения и изменения. К разработке должностных инструкций могут привлекаться работники библиотеки, которые на основе повседневного опыта составляют описание своих обязанностей. На совете при директоре можно провести их обсуждение и принять за основу. Подписывает должностную инструкцию руководитель библиотеки, заведующий отделом, председатель профсоюзной организации (если данная организация действует). Сотрудник пишет в конце документа, что с инструкцией ознакомлен и ставит свою подпись.

Примерная структура должностной инструкции может быть такой:

  1. Общие положения.
  2. Основные обязанности.
  3. Права.
  4. Ответственность.

ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА.

Во многих централизованных библиотечных системах правила внутреннего трудового распорядка разработаны и действуют. До 1992 года в библиотеках рекомендовалось использовать отраслевые правила внутреннего трудового распорядка, разработанные Министерством культуры СССР на основе постановления Госкомтруда СССР от 20.07.84 № 213. Они остаются ориентиром для составления данного документа. В соответствии с требованиями КЗоТ РФ каждое учреждение, предприятие, организация имеет право самостоятельно разрабатывать правила внутреннего трудового распорядка. Они утверждаются общим собранием (конференцией) работников ЦБС (см. ст.130 КЗоТ РФ).

В правила включаются разделы, посвященные процедуре заключения и прекращения трудового договора (контракта), то есть приему и увольнению персонала библиотек (см. статьи 18, 31, 33 КЗоТ РФ), видам рабочего времени и времени отдыха (см. гл. IY “Рабочее время”, гл. Y “Время отдыха” КЗоТ РФ). Правила раскрывают порядок поощрения персонала (см. ст. ст.131, 134 КЗоТ РФ “Поощрения за успехи в работе”; “Поощрения за особые трудовые заслуги”), закрепляют его обязанности по соблюдению трудовой дисциплины (см. ст.127 КЗоТ РФ“ Обязанности работников “). В них указываются виды взысканий, применяемые за нарушение трудовой дисциплины ( см. ст. 127 КЗоТ РФ “Взыскания на нарушение трудовой дисциплины”).

Правила внутреннего трудового распорядка доступны для всех сотрудников. Новый работник должен быть ознакомлен с ними в момент заключения трудового договора (контракта).

В структуру правил внутреннего трудового распорядка рекомендуется включать следующие разделы:

  1. Общие положения (раскрываются общие права и обязанности персонала {см.ст.2 КЗоТ РФ}, администрации библиотеки).
  2. Порядок заключения и прекращения трудового договора (контракта) администрации с работниками библиотеки.
  3. Основные обязанности персонала.
  4. Основные обязанности администрации.
  5. Рабочее время и время отдыха.
  6. Поощрения за успехи в работе.
  7. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР.

Трудовые, социально – экономические и профессиональные отношения между администрацией ЦБС и работниками могут регулироваться коллективным договором (см. ст. 7 КЗоТ РФ).

С помощью коллективного договора реализуются все трудовые права персонала, провозглашенные ст.2 КЗоТ РФ. Содержание и структура коллективного договора во многом зависит от инициативы работников.

Главные принципы заключения коллективного договора состоят в том, что трудовой коллектив и администрация имеют равные права в свободе выбора вопросов, составляющих его содержание; в добровольности и реальности принятия на себя обязательств.

В коллективном договоре устанавливаются, например, дополнительные отпуска и материальная помощь к ним, надбавки, доплаты к основным окладам; предусматриваются медицинские осмотры, лечение, предоставление ссуд для покупки и строительства жилья и др.

В проект договора можно включать пункты из “Отраслевого соглашения между Комитетом по делам культуры и Областным комитетом профсоюза работников культуры” № 12 от 22 июня 1998 г. (срок действия З года), которые имеют юридическую силу для всех государственных и муниципальных учреждений культуры региона. Документ разослан во все профсоюзные организации учреждений культуры.

Чтобы коллективный договор был узаконен, его необходимо зарегистрировать в отделе по труду и социальным вопросам местной администрации. В небольших ЦБС, не имеющих статуса юридического лица, коллективный договор заключается совместно между работниками всех муниципальных учреждений культуры и местными органами управления культурой.

Альтернативой коллективному договору служат локальные акты. Так в Вышневолоцкой ЦБС в 1999 году разработано и утверждено администрацией района положение “Об установлении ежемесячных надбавок к должностному окладу и дополнительном оплачиваемом отпуске работникам муниципального учреждения “Вышневолоцкая централизованная библиотечная система”.

Руководители библиотек обязаны ознакомить каждого нового работника с названными выше документами, устанавливающими правила взаимоотношений администрации с персоналом ЦБС, предоставить возможность для их изучения. Все изменения и дополнения в нормативно-правовых актах библиотеки своевременно доводятся до сотрудников.

Список литературы

Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. – М.: ИНФРА? М, 1999. – 773 с.

Комментарий к Кодексу законов о труде Российской Федерации. Изд. 3 – перераб. и доп. / Под ред. Проф. К. Н. Гусова. – М.: “Проспект”,1999. – 605 с.

Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Утв. приказом Минфина РФ от 30 дек. 1999 г. № 107н. Зарегистр. в Минюсте РФ 28 янв. 2000 г. рег. № 2064. – Примеч.: Опубликовано в Интернет http://www.garant.ru/hd08022.htm

Маклева Г. Новая инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (профессиональный комментарий) // Фин.газ. – 2000. -- № 6. – С.5,12).

Библиотека и закон: Справочник: Документы, коммент, консультации, юрид. советы на каждый день. Вып.1. – М.: “Либерея”,1996. – 384 с.

Библиотека и закон: Справочник: Документы, коммент, консультации, юрид. советы на каждый день. Вып.2. – М.: “Либерея”, 1997. – 470 с.

Библиотека. Население. Информация: Опыт публ. б - к США. – М.: Б.и., 1998. – 178 с.

Библиотеки России: Стратегия выживания и развития. Вып.1. Экономико – правовые аспекты функционирования библиотеки: Науч.- практ. пособие /РГБ. – М.,1994. – 183 с.

Библиотечные фонды ЦБС в вопросах и ответах.Вып.1/Твер. ОУНБ им. А.М. Горького. – Тверь,1997. – 13 с.

Налоги и библиотеки /Твер. ОУНБ им. А.М. Горького – Тверь.1998. – 12 с.

***

Правовое обеспечение экономической деятельности библиотек // Бубекина Н. Экономические аспекты деятельности библиотек на современном этапе: Метод. пособие. – М.,1999. – С.4 –12.

Основные положения организации сети муниципальных общедоступных(публичных) библиотек в субъектах Российской федерации: Прил. к циркуляр. письму МК РФ от 08.01.98 №01- 02/16 - 29 // Служебные и нормативные материалы (Вып.2). – М.,1998. – С. 43 – 47.

Публичная библиотека: нормативно - правовая, организационная и методическая база: Сб. документов и материалов. – М.: Либерея, 1999. – 85 с.

Тарифно – квалификационные характеристики (требования) по должностям работников культуры Российской Федерации: Прил. № 2 к постановлению Минтруда РФ от 1 февр. 1995 г. № 8 // Библиотека и закон. Вып.1 -- М., 1996. – С.147 –155; Основные служебные материалы по отраслям культуры и искусства за 1995 год. (Библиотечное дело). – М., 1995. -- С.84 – 101.

Стандарт публичной библиотеки (Проект для обсуждения) // Информ. бюллетень РБА. – 1997. - №9. – С. 57 – 81.

***

Билль о правах читателя (Чикагская публичная библиотека) // Библиотеки за рубежом: Сб. - М., 1998. – С. 152 – 153.

Правила пользования библиотекой (Чикагская публичная библиотека) // Библиотеки за рубежом: Сб. – М., 1998. – С.153 – 154.

***

Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадр. работе. – М.: Юристъ,1998. – 496 с.

Макальская М.Л. и др. Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Учет. – М.: ИКЦ “Дис”, 1997. –348 с.

Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. – М., Экономика, 1997. – 525 с.

Новые требования к положениям о подразделениях и должностным инструкциям // Управление персоналом. – 1999. -- № 1. – С.69.

***

В фонде научно - методического отдела имеются нормативно - правовые документы, которые можно заказать по МБА:

Устав Тверской ордена “Знак Почета” областной универсальной научной библиотеки им. А.М. Горького.

Устав Торопецкой библиотечной системы.

Устав учреждения культуры “Муниципальная библиотечная система города Твери”.

Положение о муниципальном учреждении (Приложение к решению Тверской городской думы № 101 от 2 июля 1997 г.).

Положение о библиотеке - филиале Бежецкой ЦБС.

Положение о библиотеке - филиале Вышневолоцкой ЦБС.

Правила пользования Бежецкой центральной районной библиотекой им. В.Я. Шишкова.

Правила пользования Лихославльской центральной библиотекой.

Правила пользования Тверской областной универсальной научной библиотекой им. А.М. Горького.

Правила внутреннего трудового распорядка для сотрудников Вышневолоцкой ЦБС.

Должностная инструкция зав. филиалом(библиотекаря) сельского филиала Торопецкой ЦБС.

Коллективный договор между отделом культуры администрации г. Бежецка и коллективом ЦБС.

Об утверждении положения “Об установлении ежемесячных надбавок к должностному окладу и дополнительном оплачиваемом отпуске работникам муниципального учреждения “Вышневолоцкая централизованная библиотечная система”. Постановление Администрации Вышневолоцкого района от 21.06.99 № 127.


На страницу "Методические пособия"Карта дискаВ главное меню дискаНа страницу "Издания научно-методического отдела"

О программеЗакрыть программу