С.Брахман о романе В.Гюго "Труженики моря"

Великий французский писатель Виктор Гюго (1802—1885) еще при жизни был хорошо известен в России, его гуманистическое творчество было близко духу русской литературы. Книгами Гюго зачитываются и в наши дни советские читатели разных возрастов, черпая в них любовь к человеку и ненависть к несправедливости.

Роман “Труженики моря” вышел в свет в 1866 году; оп был написан па острове Гернсейодном из островов Ламаншского архипелага, где Виктор Гюго провел долгие годы девятнадцатилетнего изгнания. Пламенный демократ и республиканец, друг трудящихся и защитник угнетенных пародов Европы, писатель вынужден был покинуть родину после того, как политический авантюрист Луи Бонапарт произвел государственный переворот и, опираясь на реакционную французскую буржуазию, потопив в крови республику, завоеванную пародом в 1848 году, захватил власть под именем Наполеона III. Гюго отважно бросился на защиту свободы. А. II. Герцеп писал о нем в “Былом и думах”: “2 декабря 1851 года он встал во весь рост: он в виду штыков и заряженных ружей звал народ к восстанию; под пулями он протестовал против государственного переворота и удалился из Франции, когда нечего было в ней делать”. Но и в изгнании Гюго продолжал борьбу и против узурпатора, которого окрестил “Наполеоном Малым”, и против любых проявлений реакции в Европе и Америке, снискав широкую популярность во всем мире своими политическими выступлениями, поэзией и романами тех лет.

“Труженики моря” навеяны впечатлениями от быта островитян и неповторимой красоты окружающего остров моря. Гюго непревзойденный художник-маринист; по словам Мориса Тореза, со страниц этой книги “доносился бешеный ров морских волн”. Остров и море противопоставлены друг другу: на берегу иронически обрисованный захолустный мещанский мирок, слепок с буржуазной Англии, где царит прикрытая лицемерием алчность, кастовая замкнутость и показное благочестие; в море человек ведет героическую борьбу, свободную от буржуазного своекорыстия. И всё величие, вся поэзия этой борьбы связаны для писателя с теми, кто трудится:

Гюго пламенно верил в светлое будущее человечества, все надежды он связывал с народом, в котором видел высокое достоинство, доброту и непоколебимую нравственную силу. Народная жизнь в своеобразном романтическом преломлении главная тема всего его творчества. На роман “Труженики моря” он смотрел как на завершающую часть огромной трилогии, где изображается борьба человека за свое освобождение против трех враждебных ему сил: стихии суеверий (“Собор Парижской богоматери”,1831), социальной стихии (“Отверженные, 1862) и, наконец, стихии природы. Уже в предыдущих романах действует целая толпа народных героев, которые полюбились читателям всего мира. Кто не знает уличную плясунью Эсмеральду, глухого звонаря Квазимодо, Жана Вальжана, Фантину, крошку Козетту, отважного Гавроша? Все они отвержены бесчеловечным обществом, но в духовном и моральном отношении они на голову выше чванливых аристократов и алчных буржуа.

Герой “Тружеников моря”, Жильят, собрат их. Он тоже “отверженный” и тоже воплощает все лучшее, что есть в человеке. У него отважная душа, крепкие мускулы, ясный ум, чистое сердце. Если Жан Валь-жан олицетворял страдания угнетенного народа, то Жильят вобрал в себя трудовой опыт, талант, знания, веками накопленные людьми труда. Главное в романе это трудовой подвиг Жильята, который бросил дерзкий вызов стихиям и один, среди неслыханных трудностей и бесчисленных опасностей, снял с далекого рифа и привез на берег машину разбитого парохода. Жильят вырастает в какого-то сказочного богатыря, его единоборство с океаном становится поэтическим олицетворением извечной борьбы доброй воли и разума человечества против косных сил природы: “Человек работает, устраивая свой дом, а дом его земля”.

И великолепную симфонию труда и борьбы, звучащую на страницах романа, не может заглушить мелодраматический финал, в котором автор, вопреки правде искусства, навязал покорителю стихий Жильяту христианское самоотречение и смирение перед судьбой. Читатель отказывается верить, что перед ним все тот же Жильят. Роман о скромном гернсейском рыбаке для читателей всего мира остается своего рода героическим эпосом в прозе, где поется слава человеку борцу, труженику и созидателю.

С.Брахман

На главную страницу