Московское интеллектуальное издательство «Три квадрата»
Литература в лицах. Фотографии русских писателей из собрания Государственного литературного музея, 1850 — 1916 : альбом-каталог / авт.-сост.: О.Л. Залиева, А.Э. Рудник, Т.Н. Шипова. — М.: Три квадрата, 2008. — 252 с.: ил.
Это далеко не единственное издание «Трех квадратов», выпущенное совместно с Государственным Литературным музеем. Музей владеет уникальной и богатейшей коллекцией фотографий и негативов, освещающих культурную жизнь конца XIX — XX веков. В альбом вошло 220 оригинальных изображений, которые были представлены на выставке «Золотой век русской фотографии» в 2006 году.
Здесь вы найдете не только золотой век фотографии, но и весь цвет литературы рубежа XIX — XX веков, групповые, портретные, бытовые фото, индивидуальные, с коллегами по цеху и в семейном кругу... Достаточно назвать лишь несколько имен: А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин... В основной части фотографии представлены в порядке хронологии, начиная c дагерротипов середины XIX века, а в каталожной части сгруппированы по лицу, запечатленному на них, с краткой биографической справкой, выдержкой из воспоминаний и/или писем, относящейся к внешнему и психологическому облику портретируемого, всевозможными пояснениями и подробностями, касающимися конкретного снимка.
Этот альбом — прекрасный подарок для любителей русской словесности и культуры, который одновременно может быть использован и как учебное пособие.
Цитата:
«Писатель — лицо публичное.
Читателя интересуют не только тексты его, но и облик, образ жизни, характер. Похож ли он на своих героев? Жизнерадостен или мрачен? Соответствуют ли его осанка, манеры, мимика строю его прозы, духу поэзии?
Литератор обречен жить на фоне своих сочинений, в постоянном с ними соотнесении. «Мастер, выставивший произведение, становится таким же экспонатом, как вещь, которую он сделал», - говорит Абрам Эфрос в предисловии к своим «Профилям», лучшей книге художественной критики минувшего века.
Фотоискусство предоставляет читателю такую возможность: заглянуть в лицо автору удостоенной его внимания книги. На фронтисписе сборника «Избранного» или первого тома «Собрания сочинений» с давних пор принято помещать фотографию. Это хороший тон, необходимая дань личности писателя. И снимок тоже должен быть «избранный» — канонический образ, достойный войти в Историю Литературы. Образ полный значительности, сознания своего места и роли. Ничего бытового, мелкого. Такие снимки и делаются специально для фронтисписа, чтобы они могли представлять писателя и в его времени, и в веках. Это, можно сказать, особый тип официальной, «представительской» фотографии, которому подобает некоторая отстраненность и сдержанность.
Разумеется, писатель при этом человек как все, и у него тоже бывают фотографии интимные — для себя или для близких людей, для памяти о семейных событиях. Но и они, попадая в музейную коллекцию, отчасти меняют смысл, становясь косвенным комментарием к каким-то текстам, памятниками не только частного, но и литературного быта, отвечающими на те же вопросы о соотношении личности и мира автора с миром и духом его произведений».
Ю.Я. Герчук
ПРОЛИСТАТЬ:
<<назад
|