КНИЖНЫЕ
ВЫСТАВКИ в
Тверской областной библиотеке им. А.М. Горького
«О ЛЮБВИ, МУЗЫКЕ И ХИМИИ»
«Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии,
так и в опере, и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина,
колоссальный размах, стремительность и порывистость,
соединённая с изумительной страстностью, нежностью и красотой».
В.В. Стасов
1 ноября в зале нотно-музыкальной литературы открылась экспозиция, посвящённая 185-летию со дня рождения Александра Порфирьевича Бородина – композитора «Могучей кучки», основоположника русского эпического симфонизма, педагога, доктора медицины, профессора химии.
Разносторонняя и плодотворная деятельность Александра Порфирьевича Бородина оставила яркий след в истории мировой культуры.
Сегодня о нём говорят преимущественно как о композиторе, воплотившем в своих произведениях героические черты характера русского народа. Между тем, международная известность к композитору Бородину пришла позже, чем к Бородину-химику. Всю свою жизнь он буквально разрывался между двумя призваниями.
История рождения Александра Порфирьевича необычна для современных реалий, однако в XIX веке подобные случаи встречались сплошь и рядом. Будущий музыкант и учёный родился от внебрачной связи князя Гедианова, имевшего татаро-грузинские корни, и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя – Порфирия Ионовича Бородина. Настоящую свою мать Авдотью Константиновну Антонову он всю жизнь называл тётушкой.
Однако любовь, которую дарила Дуняша сыну, была поистине материнской, и порой даже находилась на грани здравого смысла. Авдотья с самого раннего детства вплотную занялась образованием сына, нанимала прекрасных учителей и гувернёров для Сашеньки. С первых же уроков особенное внимание мальчика привлекла музыка. Музыкой он начал заниматься с восьми лет, играл на флейте, фортепиано, виолончели. К сочинительству приступил в девятилетнем возрасте.
До десяти лет Александр Бородин числился крепостным князя Гедианова, который лишь перед смертью дал своему сыну вольную.
Помимо музыки Александр живо интересовался химией – наукой в тот момент молодой, чем приводил мать в состояние ужаса. Комната подростка была заставлена странными склянками и колбами, а смелые эксперименты грозили пожаром.
В 1850 году «купец» А.П. Бородин поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию. Он стал любимым учеником выдающегося русского химика Николая Николаевича Зинина и усиленно занимался в его лаборатории. Продолжал он заниматься и музыкой, вызывая этим недовольство Зинина, который видел в Александре своего преемника: «Господин Бородин, поменьше занимайтесь романсами. На вас я возлагаю надежды, чтобы приготовить заместителя своего, а вы всё думаете о музыке, о двух зайцах!».
В истории химии навсегда останется реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами Бородина-Хунсдикера.
О жизни и деятельности этого удивительного человека написано немало книг, в которых раскрываются те или иные стороны его многогранной личности, изданы его письма, музыкальные произведения, составлены списки научных работ.
На выставке представлены публикации, адресованные как широким кругам любителей музыки, так и музыкантам-профессионалам. Это монографии знатоков биографии и творчества композитора Сергея Александровича Дианина, Ангелины Петровны Зориной, Роальда Григорьевича Добровенского и других не менее известных авторов. Они знакомят читателя с жизнью Бородина, с тем, как создавались его музыкальные произведения, ставшие неотъемлемой частью русского классического наследия и занявшие заметное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры.
Ещё в годы студенчества Александр Бородин создает целый ряд выдающихся произведений, также он музицирует в качестве виолончелиста.
Александр Порфирьевич Бородин – один из создателей русской классической симфонии (наиболее известна вторая «Богатырская»), русского струнного квартета, оперы «Князь Игорь», которая создавалась в течение восемнадцати лет, но так и не была окончена (после смерти Бородина оперу дописали по материалам автора Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов), многих романсов и песен.
Значительная часть экспозиции освещает творчество Бородина-музыканта. Это клавир и грампластинка знаменитой оперы «Князь Игорь», грамзапись второй симфонии си минор «Богатырской» в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР, нотные альбомы, CD и виниловые диски, раскрывающие вокальное и симфоническое мастерство гения.
Музыкальное наследие Александра Порфирьевича Бородина немногочисленно, но каждое произведение – настоящий шедевр. Его музыка часто исполняется современными оркестрами. А «Князь Игорь» есть в репертуаре всех российских оперных театров.