Государственное бюджетное учреждение культуры Тверская ордена "Знак Почета" областная универсальная научная библиотека им. А.М. Горького
 

контакты поиск

КАТАЛОГ БИБЛИОТЕКИ

Продление книг

 



КНИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ
в Тверской областной библиотеке им. А.М. Горького

 

 

«Сердце отдаю детям»

С 13 сентября по 18 октября в холле III этажа будет представлена выставка «Сердце отдаю детям», посвящённая 100-летию со дня рождения выдающегося русского педагога, писателя, публициста В.А. Сухомлинского.

 

Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А.Сухомлинский

Незаурядный педагог XX века Василий Александрович Сухомлинский в предисловии к своей самой известной книге «Сердце отдаю детям» писал: «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям». Его педагогика — это педагогика доброты и человечности. В её основе лежат любовь и уважение к ребёнку, доброта и чуткость, знание и понимание ребёнка, вера в него и трепетное к нему отношение, забота о его развитии. «Воспитание во имя счастья ребёнка» - так можно определить гуманистический смысл педагогической деятельности В.А. Сухомлинского.

Талант педагога проявился в полной мере в Павлышской средней школе, где Сухомлинский был директором. Но начинал он свою трудовую деятельность учителем в родном селе и считал, что огромную роль в жизни ребёнка играет первый учитель, учитель начальных классов. Педагог должен любить своих воспитанников и быть не только наставником, но и другом, быть примером для детей и стремиться проникнуть в душевное состояние каждого из своих подопечных. Если будет взаимное уважение, доверие ребёнка и учителя (воспитателя), тогда и обучение в школе будет интересным и увлекательным.

В своей школе педагог уделял особое внимание физическому здоровью детей. Многие уроки в начальной школе проходили в саду, в лесу, в поле. В тёплые месяцы ученики делали утреннюю гимнастику, зимой закалялись. По мнению Сухомлинского, забота о здоровье детей — это большой труд воспитателя. Педагог-новатор придавал огромное значение непосредственному общению детей с природой в развитии умственных способностей, любознательности, духовно-нравственного воспитания. Особую роль Сухомлинский отводил развитию речевой культуры. Он полагал, что важная задача учителя — раскрыть богатство родной речи, показать красоту и величие родного слова, объяснить все тонкости родного языка. Он разработал концепцию овладения устной и письменной речью, которая раскрывает её значение для духовного и интеллектуального развития личности, приобщения через родной язык к истории народа, его традициям и культуре. Сухомлинский подчёркивал, что детям необходимо больше читать, так как «чтение — это окошко, через которое дети видят мир и познают себя».

Главные идеи гуманной педагогики Сухомлинского не только не утратили актуальности, но и получили новое звучание в современных условиях развития российского общества.

На выставке представлены книги Василия Александровича Сухомлинского «Сердце отдаю детям», «Павлышская средняя школа», «Письма к сыну», «Мудрость родительской любви», «О воспитании», «Как воспитать настоящего человека» и другие.

В журнале «Дошкольное воспитание» (2017. - № 1-4, № 7-9) можно найти цикл воспитательных диалогов в помощь педагогам и родителям под общим названием «Использование наследия В.А. Сухомлинского в организации воспитательных диалогов с дошкольниками». Авторы, проанализировав произведения Сухомлинского, предлагают использовать в своей работе диалоги с детьми, направленные на формирование нравственных ценностей и отношений.

Статьи известного исследователя наследия В.А. Сухомлинского, доктора педагогических наук, профессора М.И. Мухина «В.А. Сухомлинский и его время» (Воспитание школьников. 2018. - № 1), «Организационные основы и содержание работы Павлышской школы Сухомлинского» (Воспитание школьников. 2018. - № 2), «Одухотворение В.А. Сухомлинским педагогической формулы «Учить детей учиться» (Воспитание школьников. 2018. - № 3) будут интересны всем, кто хочет познакомиться с выдающимся педагогом-гуманистом В.А. Сухомлинским, его системой воспитания и технологией учебного процесса.

В статье Т.Н. Осининой «Концептуальные взгляды В.А. Сухомлинского на организацию умственного воспитания личности» (Воспитание школьников. 2017. № 8) рассматриваются идеи педагога в области умственного воспитания как важнейшей составляющей системы воспитания личности. Особое внимание уделяется взглядам педагога на проблему запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала, а также на значение интеллектуального богатства педагога.

Автор публикации «Воспитание по Сухомлинскому» (Свой. - 2018. -  № 9) В. Бурт анализирует основные принципы работы педагога, исследует главные компоненты педагогической системы Сухомлинского, перечисляет те качества педагога, которые помогли ему создать Павлышскую школу, названную «Школой радости».

Приглашаем на выставку всех, кому интересно погрузиться в необыкновенный мир педагогики, а современным учителям попробовать применить уникальную систему обучения и воспитания в своей работе.

12.09.2018

Web-мастерская
weblib@tverlib.ru
© 1998-2018 Тверская областная библиотека им. А.М. Горького.
Внимание! При использовании материалов сайта ссылка на ресурс обязательна.