«Сердце отдаю детям»
С 13 сентября по 18 октября в холле III этажа будет представлена выставка «Сердце отдаю детям», посвящённая 100-летию со дня рождения выдающегося русского педагога, писателя, публициста В.А. Сухомлинского.
|
Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А.Сухомлинский |
Незаурядный педагог XX века Василий Александрович Сухомлинский в предисловии к своей самой известной книге «Сердце отдаю детям» писал: «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям». Его педагогика — это педагогика доброты и человечности. В её основе лежат любовь и уважение к ребёнку, доброта и чуткость, знание и понимание ребёнка, вера в него и трепетное к нему отношение, забота о его развитии. «Воспитание во имя счастья ребёнка» - так можно определить гуманистический смысл педагогической деятельности В.А. Сухомлинского.
Талант педагога проявился в полной мере в Павлышской средней школе, где Сухомлинский был директором. Но начинал он свою трудовую деятельность учителем в родном селе и считал, что огромную роль в жизни ребёнка играет первый учитель, учитель начальных классов. Педагог должен любить своих воспитанников и быть не только наставником, но и другом, быть примером для детей и стремиться проникнуть в душевное состояние каждого из своих подопечных. Если будет взаимное уважение, доверие ребёнка и учителя (воспитателя), тогда и обучение в школе будет интересным и увлекательным.
В своей школе педагог уделял особое внимание физическому здоровью детей. Многие уроки в начальной школе проходили в саду, в лесу, в поле. В тёплые месяцы ученики делали утреннюю гимнастику, зимой закалялись. По мнению Сухомлинского, забота о здоровье детей — это большой труд воспитателя. Педагог-новатор придавал огромное значение непосредственному общению детей с природой в развитии умственных способностей, любознательности, духовно-нравственного воспитания. Особую роль Сухомлинский отводил развитию речевой культуры. Он полагал, что важная задача учителя — раскрыть богатство родной речи, показать красоту и величие родного слова, объяснить все тонкости родного языка. Он разработал концепцию овладения устной и письменной речью, которая раскрывает её значение для духовного и интеллектуального развития личности, приобщения через родной язык к истории народа, его традициям и культуре. Сухомлинский подчёркивал, что детям необходимо больше читать, так как «чтение — это окошко, через которое дети видят мир и познают себя».
Главные идеи гуманной педагогики Сухомлинского не только не утратили актуальности, но и получили новое звучание в современных условиях развития российского общества.
На выставке представлены книги Василия Александровича Сухомлинского «Сердце отдаю детям», «Павлышская средняя школа», «Письма к сыну», «Мудрость родительской любви», «О воспитании», «Как воспитать настоящего человека» и другие.
В журнале «Дошкольное воспитание» (2017. - № 1-4, № 7-9) можно найти цикл воспитательных диалогов в помощь педагогам и родителям под общим названием «Использование наследия В.А. Сухомлинского в организации воспитательных диалогов с дошкольниками». Авторы, проанализировав произведения Сухомлинского, предлагают использовать в своей работе диалоги с детьми, направленные на формирование нравственных ценностей и отношений.
Статьи известного исследователя наследия В.А. Сухомлинского, доктора педагогических наук, профессора М.И. Мухина «В.А. Сухомлинский и его время» (Воспитание школьников. 2018. - № 1), «Организационные основы и содержание работы Павлышской школы Сухомлинского» (Воспитание школьников. 2018. - № 2), «Одухотворение В.А. Сухомлинским педагогической формулы «Учить детей учиться» (Воспитание школьников. 2018. - № 3) будут интересны всем, кто хочет познакомиться с выдающимся педагогом-гуманистом В.А. Сухомлинским, его системой воспитания и технологией учебного процесса.
|
В статье Т.Н. Осининой «Концептуальные взгляды В.А. Сухомлинского на организацию умственного воспитания личности» (Воспитание школьников. 2017. № 8) рассматриваются идеи педагога в области умственного воспитания как важнейшей составляющей системы воспитания личности. Особое внимание уделяется взглядам педагога на проблему запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала, а также на значение интеллектуального богатства педагога. |
Автор публикации «Воспитание по Сухомлинскому» (Свой. - 2018. - № 9) В. Бурт анализирует основные принципы работы педагога, исследует главные компоненты педагогической системы Сухомлинского, перечисляет те качества педагога, которые помогли ему создать Павлышскую школу, названную «Школой радости». |
|
Приглашаем на выставку всех, кому интересно погрузиться в необыкновенный мир педагогики, а современным учителям попробовать применить уникальную систему обучения и воспитания в своей работе.
12.09.2018 |