Легенды нашего кинематографа
27 августа – День российского кино
С 19 по 31 августа в зале искусств работает книжная выставка «Легенды нашего кинематографа», посвящённая Дню российского кино.
«Единственное искусство,
способное сочетать все искусства
— это кино»
Г. Агацарский
История российского кинематографа началась более века назад — с первых документальных опытов фотографов, быстро освоивших операторское мастерство, и первой игровой ленты «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), снятой А. Дранковым в 1908 году. С этого момента слова «Камера! Мотор!» звучали с завидной частотой. От шедевров С. Эйзенштейна, Я. Протазанова, А. Довженко, Л. Кулешова и других «великих немых» до первых звуковых. Примечательно, что отечественный кинематограф и заговорил, и обрел цвет благодаря одному человеку – Николаю Экка, снявшего в 1931 году «Путевку в жизнь», а в 1936-м — «Груню Корнакову». |
|
|
Сороковые годы были самым тяжелым временем как для страны, так и для советского кино. Перед кинематографистами была поставлена идеологическая задача — поднять боевой дух армии и народа, вселить уверенность в грядущей и неминуемой победе. В 1942 году был выпущен полнометражный фильм «Секретарь райкома» И. Пырьева о борьбе народных мстителей с фашистскими захватчиками. Тема патриотизма и мужества советских людей в годы войны стала центральной и в фильмах «Зоя» (1944, Л. Арнштам), «Нашествие» по пьесе Леонида Леонова и «Человек № 217» (1945, М Ромм). Много картин снималось о бойцах и командирах Советской армии, о фронтовых буднях: «Парень из нашего города» и «Жди меня». В 1943 на экранах появились «Два бойца» Л. Лукова со всенародно любимыми актерами — Марком Бернесом и Борисом Андреевым. А еще людям нужна была сказка. В 1942 году Э. Гарин и Х. Локшина снимают картину «Принц и нищий», а сразу после войны, в 1946-м, на экраны выходит «Золушка» Н. Кошеверовой. |
Во второй половине 50-х, с началом оттепели, советское кино пережило второе рождение. Дебютировали М. Калатозов и М. Ромм с фильмами «Летят журавли» и «Девять дней одного года». На экранах снова можно было смотреть комедии, снятые Л. Гайдаем, Э. Рязановым, Г. Данелией, сказки и экранизации литературной классики. Среди них «Война и мир» С. Бондарчука.
А в 60-е свои первые шедевры снял А. Тарковский — «Иваново детство» и «Андрей Рублев».
В 70-е годы на экраны вышла картина «Москва слезам не верит» В. Меньшова. Продолжали снимать свои кассовые комедии и Гайдай, и Данелия, и Рязанов. А зрители уже шли в кинотеатры ради актёров — Андрея Миронова, Анатолия Папанова, Людмилу Гурченко, Евгения Леонова, Юрия Богатырева, Александра Кайдановского. |
|
Перестроечные 80-е и 90-е оставили за бортом многих режиссеров. Их место заняли снятые с полок долгое время запрещенные советские фильмы. Вместе с «Ассой» С. Соловьева с экранов зазвучал рок. Всё чаще стали показывать зарубежные блокбастеры. Интерес к отечественному кино внутри страны угас, зато зарубежные кинофестивали, наоборот, с радостью принимали в свои программы российские фильмы — призы получали картины К. Муратовой, Н. Михалкова, Г. Панфилова, П. Лунгина. |
|
В начале XXI века российские режиссёры стали предлагать людям все больше самых разных картин, экспериментируя с научной фантастикой, крупнобюджетными военными драмами, документалистикой, ремейками советских фильмов и даже авторским кино. Акцент сместился на создание массового кино, первым настоящим прорывом в котором стал «Ночной дозор». Зародилось и свежее слово в авторском кинематографе — так называемая «новая волна» режиссеров (Хомерики, Попогребский, Хлебников), поехавшая покорять международные фестивали. |
Более подробно с отечественным кинематографом, режиссёрами и актёрами вы можете познакомится на нашей книжной выставке.
Первый раздел выставки посвящён истории российской кинематографии: от «великих немых» до звуковых, полноцветных и полнометражных.
|
|
|
Во втором разделе представлены книги о выдающихся кинорежиссёрах: М.И. Ромм, С.М. Эйзенштейн, А.А. Тарковский, С.Ф. Бондарчук, Н.С. Михалков и другие. |
Третий раздел более близко познакомит вас с любимыми актёрами. Биографии, воспоминания и дневники, которые рассказывают о жизни, творчестве актеров разных периодов отечественного кинематографа. Здесь книги о Вере Холодной, Сергее Столярове, Любви Орловой, Людмиле Гурченко, Василии Ливанове, Александре Обдулове и многих других. |
|
|
|
И дополнением выставки является подборка видеофильмов, снятых по литературным произведениям, которые можно посмотреть в зале искусств. Кино и книга тесно связаны друг с другом, нередко в основе любого хорошего фильма лежит книга. Среди них «Война и мир» Л. Н. Толстого, рассказы Чехова и Островского, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Собачье сердце» М. А. Булгакова, «Борис Годунов» А.С. Пушкина и многие другие. |
На сегодняшний день кинематограф играет достаточно большую роль для современного человека. Сегодня без кино не возможен наш мир. На советских фильмах когда-то вырастало наше старшее поколение, а на современных — культурно развиваемся мы.
Литература, представленная на выставке, поможет глубже познакомиться с историей кино, спецификой киноискусства и любимыми актёрами. |
Приглашаем всех желающих посетить выставку и посмотреть экранизацию любимой книги.
21.08.2018 |