О духовной музыке
Возникновение древнерусской профессиональной музыки тесно связано с событием, определившим всю дальнейшую судьбу русского народа, – с принятием православия в 988 году. Христианство пришло на Русь из Византии, где к концу X века полностью сложились храмовые виды искусства, в том числе богослужебное пение.
При князе Владимире и его сыне Ярославе возводятся монументальные храмы, богато украшенные фресками, мозаиками, колоннами. Греческие певцы обучают русских певчих новому искусству. Церковная музыка в это время существует как мужское одноголосное пение «знаменное». Для его записи употреблялись не ноты, а специальные знаки – «знамена», или иначе «крюки».
Знаменные распевы были принципиально одноголосными, исполнялись мужским хором, двумя хорами (антифонное пение) или соло без сопровождения инструментов. Культивирование монодии в течении семи веков способствовало развитию мелодического начала – основы русской национальной музыкальной культуры.
Пример знаменного распева
В противопоставлении одноголосия другим видам музыки (многоголосию, инструментализму) был заложен прежде всего духовный смысл. Считалось, что именно одноголосное интонирование текста рождает ощущение бестелесности, ангелоподобности.
Появление же профессионального хорового пения на Руси связано непосредственно с церковно-певческой традицией. До начала XVII века церковный хор на Руси, какие бы голоса в нём не участвовали, строился на пении в унисон и всецело подчинялся ритмике распеваемого текста. После реформ патриарха Никона, официально было принято европейское четырехголосное пение – партесное, так началась новая эпоха в истории богослужебного пения. На церковную музыку стала оказывать влияние западная хоровая культура.
В XVIII веке происходит резкое разграничение между церковным и светским искусством. В эпоху Петра I рождается новый жанр – хоровой концерт, в котором допустимы стали свободное отношение композиторов к молитвенному тексту, разрешались повторы слов и перестановка целых фраз. Церковные хоры стали более эмоциональными, в их звучании появились пышность и яркость. Виртуозные, контрастные по музыкальному материалу произведения создавались многими талантливыми композиторами – В. Титовым, А. Веделем, Д. Бортнянским, М. Березовским и другими.
Двухтомник Ирины Васильевны Кошминой «Русская духовная музыка» знакомит не только с основными православными службами, но и рассказывает об особенностях духовной музыки, основных этапах развития, показывая её взаимосвязь с русским народным творчеством и светским профессиональным искусством. В книге «Русские церковные композиторы их музыка» вниманию читателей представлены материалы о почти тысячелетнем процессе становления церковной музыки в России, а также статьи, посвящённые жизненному и творческому пути композиторов, оставивших свой след в истории духовной музыки. Многих несомненно заинтересует издание «Сокровищница русской духовной музыки», в котором собраны произведения выдающихся русских композиторов для смешанного хора без сопровождения.
Дополняют выставку записи русской хоровой музыки XVI-XVIII веков на грампластинках и CD-альбомах.
Выставка адресована широкому кругу читателей, а также специалистам занимающимся изучением истории церковного пения.
Приглашаем всех! Выставка работает с 15 по 31 июля.
17.07.2018 |