КНИЖНЫЕ
ВЫСТАВКИ в
Тверской областной библиотеке им. А.М. Горького
«Стань музыкою слово»
«…Взять музыку, – и, кровь погнав быстрей, В стихи добрызнуть огненный ручей…»
К. Бальмонт
6 июня 1799 года родился самый прославленный поэт России – Александр Сергеевич Пушкин. Большинство людей, помнят о творчестве и биографии Пушкина больше, чем о любом другом поэте. Это имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышали его в раннем детстве и, ещё не умея читать, повторяли со слов бабушки или мамы: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…».
У Пушкина был великий дар простыми и лёгкими словами коснуться сердца любого человека, и остаться там на всю жизнь. Его язык, звучит как музыка, которая завораживает и манит в мир глубоких чувств и нежной лирики. Пушкина можно смело назвать композитором слова:
Мой голос для тебя и ласковый, и томный Тревожит позднее молчанье ночи тёмной…
Пушкин часто проверял свои стихи на певучесть, музыкальность, проговаривая их. Он любил читать свои произведения в Михайловской ссылке любимой няне Арине Родионовне:
Но я плоды моих мечтаний И гармонических затей Читаю только старой няне, Подруге юности своей…
Музыку души Пушкина услышали многие композиторы и мало кто остался равнодушен. Если открыть справочник «Пушкин в музыке», то поражает количество музыкантов, вдохновлённых творчеством поэта.
Вокальная лирика поэта представлена на выставке двухтомником «Пушкин в русском романсе», в котором собраны самые знаменитые романсы отечественных композиторов, а также записями этих произведений на грампластинках в исполнении выдающихся вокалистов – Фёдора Шаляпина, Сергея Лемешева, Зары Долухановой, Ивана Козловского, Ирины Архиповой и др.
О вокальной музыке можно говорить долго, но творчество композиторов не ограничивалось только ей. Кто не смотрел фильм «Метель» Владимира Басова? Одним из главных достоинств которого является замечательная музыка, написанная Георгием Свиридовым. Вот только в своей музыке композитор постарался уйти немного от пушкинского сюжета, убрав ту ироничность, которая так заметна в повести. Примечательно, что примерно с 1950-х годов Свиридов старается уделять внимание лишь тем произведениям, которые носят исключительно русский характер. Плюс, многие исследователи его творчества отмечают, что из всех времён года он отдавал предпочтение зиме, так как считал, что она более всего выражает естество России. Неудивительно, что он с воодушевлением приступил к этой работе. Музыка к фильму очень полюбилась публике. Именно поэтому, спустя девять лет Свиридов решил сделать редакцию партитуры. Так в 1974 году появилось самостоятельное произведение, которое получило название «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».
Дар Александра Сергеевича был так уникален и своеобразен, что продолжал вдохновлять не только своими произведениями, но и своей биографией. Так в 1970 году появилась вокально-поэтическая сюита Николая Авксентьевича Мартынова «Смерть поэта», в 1977 году вышла в свет вокально-поэтическая симфония Андрея Павловича Петрова «Пушкин» и в 1978 году его же балет «Пушкин. Размышления о поэте», а в 1983 году Леонид Аркадьевич Десятников завершил работу над кантатой «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина».
Невозможно перечислить всё разнообразие форм музыкальных произведений, написанных на стихи Пушкина – романсы, инструментальные пьесы, оперы, балеты, кантаты, сюиты…
Все вышеперечисленные сочинения и много других вы найдете на выставке зала нотно-музыкальной литературы, посвящённой музыкальному миру великого поэта.