Государственное бюджетное учреждение культуры Тверская ордена "Знак Почета" областная универсальная научная библиотека им. А.М. Горького
 

контакты поиск

КАТАЛОГ БИБЛИОТЕКИ

Продление книг

 



КНИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ
в Тверской областной библиотеке им. А.М. Горького

 

О природе книжной иллюстрации

С 17 по 30 апреля в зале искусств действует книжно-иллюстративная выставка «О природе книжной иллюстрации».

 «Настал иллюстративный в литературе век»

Н.А. Некрасов

Удивительным свойством книжной иллюстрации является возможность использования бесконечного разнообразия жанров и стилей при внешне ограниченном формате. Художники всех времен и народов черпали вдохновение из художественных произведений, начиная от античной мифологии и Вергилия к Шекспиру и Достоевскому, пробуя выразить вечные темы в живописи, фреске, гобеленах и росписях.

Золотой век иллюстрации начался, когда газеты, массовые журналы и иллюстрированные книги стали доминирующими источниками информации.

В XIX столетии в России часто издавали иллюстрации к популярным книгам отдельными тетрадями. XIX и начало XX века предлагают целую россыпь художественных стилей, воплощенных на книжных страницах. В советское время книга становилась массовым явлением, культурный слой расширялся, и иллюстрация стремилась найти доступ к огромному кругу читателей.

В отличие от книжной иллюстрации в целом, история детской книжной иллюстрации составляет всего триста лет. Она начиналась с народных сказок и азбук и постепенно создавала свой отдельный завораживающий мир. Несколько поколений российских детей выросло на иллюстрациях Ивана Билибина, сказочный стиль которого превратился в золотой канон, поражающий своим художественным вкусом и изяществом читателей абсолютно всех возрастов.

Современная книжная графика значительно расширила объём художественных средств за счет компьютерных технологий. И в тоже время, роль художника стала еще более значительной. Книжная иллюстрация наравне с графикой и фотографией стала предметом выставок и коллекционирования. Иллюстрация, как отдельное произведение искусства, способна создать ту незабываемую сказочную атмосферу, которой нам часто не хватает в обыденной жизни.

На выставке представлены книги по истории книжной иллюстрации в России, альбомы с работами русских художников к литературным произведениям и сказкам.

 

Альбом «Век русского книжного искусства» - это уникальное издание, авторы которого постарались наиболее полно представить творчество русских мастеров книги  XX века в области иллюстрации, оформления и шрифта.

Природа книжной иллюстрации, ее изобразительные возможности, ее место в семье других искусств и ее взаимоотношения с художественным словом являются предметом изучения О.И. Подобедовой. Она старается раскрыть взаимозависимость слова и изображения, особенность взаимодействия писателя и художника, которые определяют природу иллюстрации и от которых зависит решение художественного образа книги.

Альбом «История России XIX века в зеркале графического искусства» познакомит вас с работами художников графиков, которые иллюстрировали историю своего времени. Всего в книге 250 офортов, ксилографий и литографий, среди которых вы найдёте и книжные иллюстрации к литературным произведениям Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и д.р. писателей.

На выставке представлен целый ряд книг с иллюстрациями по произведениям русских писателей  Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя и д.р.

«104 рисунка к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»» Александра Алексеевича Агина давно уже признаны классикой русской книжной иллюстрации. Иллюстрации появились в свет в виде ксилографских оттисков, подписанных двумя именами: А.А. Агиным, автором рисунков, и Е.Е. Бернардским, гравёром, переводившим рисунки в гравюру на дереве. «Сто рисунков» были исполнены и напечатаны во второй половине 1840-х годов.

 

Ф.М. Достоевский – любимый писатель художника Ильи Глазунова. Живой интерес к личности и наследию великого писателя Глазунов пронёс через всю свою творческую биографию. Он создал большой цикл, посвящённый образам Достоевского.  В альбоме представлены репродукции к произведениям писателя: «Белые ночи», «Неточка Незванова», «Село Степанчиково и его обитатели», «Униженные и оскорблённые», «Записки из подполья», «Игрок», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы».

С историей детской книжной иллюстрацией вас познакомят две книги: «Художники детской книги о себе и своем искусстве» и «Художник в современной детской книги».

Со сказочными иллюстрациями вас познакомят альбомы таких художников, как И.Я. Билибин, В.М. Васнецов, Ю.А. Васнецов, А.Ф. Пахомов, Л.А. Токмаков, Т.А. Маврина и Б.А. Дехтерев.

Иван Яковлевич Билибин - известный русский художник и иллюстратор. Билибин проиллюстрировал такие сказки, как: «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» (1899), «Сказка о царе Салтане» (1905) и другие. Кроме того, он оформлял обложки различных журналов, среди которых: «Мир Искусства», «Золотое Руно», издания «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».

Юрий Алексеевич Васнецов ­ советский художник; живописец, график, сценограф и иллюстратор. Массовыми тиражами неоднократно издавались многие книги для детей в оформлении Васнецова: «Путаница» (1934) и «Краденое солнце» (1958) К. И. Чуковского, «Три медведя» Л. Н. Толстого (1935), «Теремок» (1941) и «Кошкин дом» (1947) С. Я. Маршака, и многие другие. Иллюстрировал «Конька-Горбунка» П. П. Ершова, книги для детей Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. А. Прокофьева и другие издания. Детские книжки Васнецова стали классикой советского книжного искусства.

Приглашаем на выставку всех желающих!

19.04.2018

Web-мастерская
weblib@tverlib.ru
© 1998-2018 Тверская областная библиотека им. А.М. Горького.
Внимание! При использовании материалов сайта ссылка на ресурс обязательна.