Театр и время
С 16 по 28 февраля в зале искусств действует книжно-иллюстративная выставка «Театр и время», посвящённая 120-летию со дня основания Московского Художественного театра, основанного в 1898 году Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко.
«Художественный театр – это лучшая страница той книги, которая будет когда-либо написана о современном русском театре».
А. П. Чехов
![](02m.jpg)
Русскую культуру невозможно представить себе без Художественного театра. Нет ни одного передового художника, который бы не чувствовал убеждающую силу его идей. Нет ни одного сколько-нибудь серьёзного театра, который не испытывал бы на себе его влияния.
Справедливо говорить о воздействии опыта Художественного театра не только на сценическое искусство, где его влияние было поистине огромным, но и на смежные искусства, в первую очередь на драматургию и литературу, а также на кинематографию.
В стенах Художественного театра ожили лучшие демократические и реалистические традиции, характерные для русской сцены.
Художественный театр осуществил реформу в области театрального искусства, начало которого положили Гоголь и Островский, Щепин и плеяда его учеников и последователей во главе с Садовским.
На выставке представлены книги об основателях театра, о его истории зарождения театра и его дальнейшего становления и развития, а также о режиссёрах и актёрах, чьи судьбы так или иначе были связаны с МХАТ.
![](03m.jpg) |
Московский Художественный Театр. Том 1: 1898-1917. – Москва: Изобразительное искусство, 1955.
Начать знакомство с театром вы можете с первого тома «Московский художественный театр: 1898-1917». Альбом охватывает творческую историю МХТ за период с 1898 по 1917 год, сопровождаемый большим количеством фотографий. На первых страницах вы найдёте историю о первых шагах по зарождению МХАТ, начало которому было положено уже в первой встрече Станиславского и Немировича-Данченко. Узнаете, как идеи и цели оба эти основателя хотели воплотить в жизнь, а чем пришлось поступиться. Познакомитесь с первыми репертуарами, ставшими основой молодого театра: драматургия А.П. Чехова и А.М. Горького. |
![](04m.jpg) |
Серия книг «Ежегодник Московского Художественного театра».
Художественный театр неоднократно глубоко задумывался над созданием своего «Ежегодника». Разразившаяся война еще острее поставила перед театром вопрос о его роли в национальной культуре, а следовательно, и вопрос о наследии, которое получил и которое обязан развивать и пропагандировать современный Художественный театр в его живых традициях, в его задачах и методе. В каждом выпуске «Ежегодника» Художественный театр должен представать как живой творческий организм, во всей его сложности, в многообразии создавших его общественных и эстетических предпосылок. На выставке представлено несколько номеров ежегодника. |
![](05m.jpg) |
А. П. Чехов в театре. – Москва: Изобразительное искусство, 1955.
Одним из больших альбомов, с которым мы предлагаем вам ознакомиться, является альбом «А. П. Чехов в театре». В нём показаны наиболее значительные спектакли пьес А.П.Чехова в дореволюционном русском и советском театрах. Имя Чехова-драматурга неразрывно связано с Московским Художественным театром, который первый дал подлинную сценическую жизнь его пьесам. В книге опубликованы пять чеховских спектаклей, поставленных на сцене Художественного театра в разные годы: «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад», «Иванов». |
![](06m.jpg) |
Станиславский К.С. А.П. Чехов в Московском Художественном театре. - Москва: Издание музея МХАТ, 1947.
Антон Павлович Чехов занимал в жизни Константина Сергеевича Станиславского совершенно особое место. Пожалуй, ни о ком из встреченных им людей он не писал так открыто. В поэзии и личности Чехова он постепенно научился находить не только соответствие, но и опору своему творческому мировоззрению. Сблизившись с Чеховым, он уже не представляет себе без него будущее Художественного театра, в котором отныне — смысл его жизни. |
![](07m.jpg) |
К.С. Станиславский. – Москва: Искусство, 1985.
Константин Сергеевич Станиславский, один из основателей МХАТ, генеральный актер и режиссер, реформаторского сценического искусства, на страницах этой книги предстает не только в естественном течении своей долгой жизни человека и художника, но и на фоне сменяющихся исторических эпох, во всем многообразии и неразрывности связей с общественными и эстетическими событиями, во всем богатстве духовного и творческого общения с крупнейшими фигурами времени - Чеховым, Горьким, Ермоловой, Блоком, Комиссаржевской, Вахтанговым. |
![](08m.jpg) |
Владимир Немирович-Данченко. Из прошлого. – Москва: Вагриус, 2003.
Известный театральный критик, успешный драматург, талантливый педагог, Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858-1943) всегда мечтал о своем театре. И в 1898 году вместе с К.С.Станиславским он создает Московский Художественный театр, режиссером и директором которого останется до конца жизни. "Исключительное счастье человека - быть при своем постоянном любимом деле", - отметит Немирович-Данченко на склоне лет. И жизнь дала ему это счастье. Его дело, начатое в позапрошлом веке, живет и сегодня. МХАТ, несмотря на все трудности, выпавшие на его долю (в том числе и трагический раскол в конце 1980-х годов), прочно вошел в историю мирового искусства, как и его создатель, заложивший основы новой театральной культуры в России. |
Книга "Из прошлого" - это не только автобиография Владимира Ивановича Немировича-Данченко, но и яркий, увлекательный рассказ, своего рода гимн главному делу его жизни - Театру. Повествование переносит читателя за кулисы и в зал великого Московского Художественного театра, на репетиции и премьеры знаменитых спектаклей "Царь Федор Иванович", "Чайка", "Вишневый сад", "На дне", "Мещане", "Живой труп", на гастроли МХАТ по Европе. Среди персонажей книги - Станиславский и Чехов, Горький и Толстой, Ермолова и Мейерхольд, Качалов и Москвин... Воспоминания В.И. Немировича-Данченко органично дополняют его статьи, посвященные творчеству актера и режиссера.
![](10m.jpg)
И заключительным штрихом выставки являются книги-биографии актёров МХТ, часть которых стали театральными режиссерами: Всеволод Мейерхольд, Евгений Вахтангов, Олег Ефремов, Иван Московин, Ольга Книппер-Чехова, Василий Качалов, Борис Добронравов.
![](13m.jpg)
![](15m.jpg)
Приглашаем всех желающих!
21.02.2018 |