Титан русской живописи
В зале искусств с 15 по 31 января действует книжно-иллюстративная выставка «Титан русской живописи», посвящённая 170-летию со дня рождения русского художника Василия Ивановича Сурикова.
Автопортрет. 1880-е |
«Русская, правдивая, горячая душа звучала
и дышала в нём, и так и хватала вас за сердце,
хватала прямо за его русские струны».
И.С. Тургенев |
Творчество Василия Ивановича Сурикова – одно из высших достижений русской художественной культуры. Суриков обладал удивительным даром живописца и уникальной интуицией, позволявшей ему как бы воочию видеть картины далёкого прошлого, понимать те закономерности, которые связывают его с настоящим. Он видел в народе носителя красоты и добра.
Сложению творческой индивидуальности Сурикова способствовали впечатления детства и юности, проведённые в Сибири. Он происходил из потомственных казаков, чем всегда гордился. Суровая сибирская действительность, природа, нравы и обычаи, во многом сохранившие черты старинного уклада, учили стойкости и мужеству, заставляли ценить в человеке прежде всего эти качества. Первые эстетические впечатления художника складывались в общении с природой и двоюродными сёстрами, в которых «была красота особенная, древняя, русская», которые занимались старинной вышивкой и пели народные песни. Всё это способствовало раннему пробуждению его художественного дарования.
Суриков впервые в живописи представил историю, как движение народных масс, которые стали в его полотнах главным участником исторического процесса. Он воспевал народ, увидел в нём подлинного героя, способного совершать подвиги, бороться за свою правду. Помыслы художника скрестились с «помыслами» его эпохи – переломной, расстававшейся со старым и обретавшей новое, выдвинувшей проблему народной судьбы, народной трагедии.
Широкому зрителю наиболее известны монументальные произведения художника, написанные маслом: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Меньшиков в Берёзове».
«Утро стрелецкой казни». 1881.
Холст, масло. |
«Боярыня Морозова». 1887.
Холст, масло. |
«Переход Суворова через Альпы». 1899.
Холст, масло. |
«Степан Разин». 1903–1907.
Холст, масло. |
«Покорение Сибири Ермаком». 1895.
Холст, масло. |
«Меньшиков в Берёзове». 1883.
Холст, масло. |
Немаловажным дополнением к живописным работам художника являются его графические произведения, вошедшие в его наследие как очень весомая и органическая часть. Среди этих работ необходимо отметить преобладание набросков, этюдов и эскизов, непосредственно связанных с замыслами исторического живописца. Всё, что волновало Сурикова-живописца, что становилось его насущными задачами в процессе зарождения живописного произведения, всё это в той или иной мере получило своё отражение в рисунках и акварелях.
Так, для общей выразительности образа странника из «Боярыни Морозовой» Суриков растушевкой превращает штрихи в светотень, сгущает, соединяет сочные линии мягкого карандаша в живописное целое. Лучший из рисунков, посвященных образу Разина, относится к 1910 году и выполнен в редкостно крупном формате тушью, не пером, а кистью, по легкому наброску карандашом. Это подлинно сильный, грозный, внутренне утяжеленный, но тем более убедительный образ одной головы Разина.
«Стрелец».
Этюд к картине «Утро стрелецкой казни». 1879.
Бумага, чёрный карандаш. |
«Голова странника».
Этюд к картине «Боярыня Морозова». 1883-1885.
Бумага, графитный карандаш. |
«Голова Разина». 1910.
Бумага, тушь, кисть, графитный карандаш. |
Акварели составляют самую основную и большую часть наследия художника. Они сопровождали его деятельность на всех этапах работы над произведением – от рождения замысла до его окончательного воплощения. Акварели Сурикова разнообразны по своему характеру. Среди них пейзажи, бытовые зарисовки, портреты.
На тончайших нюансах и оттенках акварели построен изысканный колорит листа «С гитарой». Погруженность в световоздушную среду, широта и спокойствие отличают изображение собора Св. Петра в Риме, пейзаж завораживает ощущением свежести и прохлады. Чистыми, прозрачными красками в акварельном эскизе к «Боярыне Морозовой» Суриков выделяет цветовые пятна, которые будут доминировать в картине.
«Собор Св. Петра в Риме». 1884.
Бумага, акварель. |
«С гитарой» (Портрет С.А. Кропоткиной,
сестры жены художника). 1882.
Бумага, акварель. |
Эскиз картины «Боярыня Морозова», 1885.
Бумага, акварель. |
В сколь бы различных жанрах и техниках не работал художник, он всегда остаётся выразителем эпического начала, создателем мужественных, героических образов, творцом монументальных замыслов.
На выставке представлены книги о жизни и творчестве Василия Ивановича Сурикова, репродукции его живописных работ, эскизы и наброски, акварельные и графические портреты, пейзажи.
Книжная выставка предназначена для широкого круга читателей, интересующихся историей и изобразительным искусством.
17.01.2018 |