«Рассказчик обыденных историй»
к 205-летию со дня рождения И.А. Гончарова
С 20 июня по 13 июля в холле III этажа представлена книжная выставка «Рассказчик обыденных историй», посвященная 205-летию со дня рождения И.А. Гончарова.
«...Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил,
что близко видел и знал, — словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало».
И. А. Гончаров
В одной из статей Максим Горький писал: «В России каждый писатель был воистину и резко индивидуален, но всех объединяло одно упорное стремление — понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе её народа, о её роли на земле. Как человек, как личность, писатель русский доселе стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни, литературе…». Это в полной мере относится и к творчеству И. А. Гончарова, оставшегося в истории литературы автором трёх значительных романов – своеобразной трилогии о русской жизни.
|
|
Иван Александрович Гончаров (1812–1891) уже при жизни приобрел репутацию одного из самых ярких и значительных представителей русской литературы. Его имя неизменно называлось рядом с именами таких корифеев, как И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский – мастеров, создавших классические романы и составивших славу русской литературы XIX века. Выставка раскрывает различные стороны жизни и творчества И. А. Гончарова: как романиста, как критика, как чиновника, как путешественника.
Большой раздел выставки посвящён биографии Ивана Александровича. Она представлена книжными сериями «Литературная мастерская» и «Жизнь замечательных людей» и многими несерийными изданиями. Родился И. А. Гончаров в Симбирске 18 июня. Впечатления его безмятежного детства, проведенного в богатой усадьбе родителей, а также его неуёмная страсть к чтению и общение с крёстным, близким к декабристским кругам, многое дали его последующей литературной деятельности. По окончании университета Гончаров решает уехать из родного города в столицу, в Петербург: провинциальное дворянско-чиновническое общество не удовлетворяло его.
Первые десять лет жизни в столице Гончарову пришлось служить мелким чиновником департамента внешней торговли Министерства финансов. Эти годы принесли ему пользу как писателю: он много почерпнул из наблюдений над бюрократическим и коммерческим миром Петербурга. Но, по собственному признанию, он «всё свободное от службы время посвящал литературе».
В Петербурге он сблизился с семьёй живописца Н. А. Майкова. Этот дом был интересным культурным очагом Петербурга. Почти ежедневно здесь собирались известные писатели, музыканты, живописцы. Позже Гончаров скажет: «Дом Майкова кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства». Выставка отражает и чиновничий период жизни И. А. Гончарова, а также его взаимоотношения с семьёй Майкова. 1840-е годы — начало расцвета творчества Гончарова. Это была важная пора в развитии русской литературы, как и в жизни русского общества в целом.
Центральной темой выставки являются, конечно, романы А. И. Гончарова. Каждый из них сразу же привлекал внимание читателей, возбуждал горячие споры, указывал на важнейшие проблемы и явления современности. Сам автор писал: «В трёх романах моих, хотя тускло и слабо, отразились три момента русской жизни (в доступной автору сфере и размерах); сна, пробуждения и первых лучей зари новой жизни». В творчестве писателя всегда волновали судьбы родины. «То с грустью, то с радостью, смотря по обстоятельствам, наблюдаю благоприятный или неблагоприятный ход народной жизни», — писал Гончаров. В крупнейших своих произведениях, как на это указывает сам писатель, он стремился ответить на вопросы, которые выдвигались современной ему русской жизнью.
«Обыкновенная история» вышла в 1847 году. «Повесть Гончарова произвела в Питере фурор — успех неслыханный, — писал Белинский В. П. Боткину весной 1847 года. — Все мнения слились в её пользу… Действительно, талант замечательный». Успех второго романа Гончарова, «Обломова», был просто оглушительным: «Нужно было жить в то время, чтобы понять, какую сенсацию возбудил этот роман в публике и какое потрясающее впечатление произвел он на всё общество. Он как бомба упал в интеллигентную среду как раз во время самого сильного общественного возбуждения, за три года до освобождения крестьян, когда во всей литературе проповедовали крестовый поход против сна, инерции и застоя», - писал критик А. М. Скабический.
В 1869 году в либеральном журнале «Вестник Европы» появился третий (и последний) роман писателя – «Обрыв». Гончаров однажды сказал об «Обрыве»: «Это дитя моего сердца». Автор трудился над ним целых двадцать лет. Временами, особенно к концу работы, он впадал в апатию: казалось, что не хватит сил завершить это монументальное произведение. Роман, затронувший такие новые явления в российской жизни, как нигилизм и эмансипация женщин, вызвал бурные споры в критике и обрёл не менее бурную популярность у читателя.
«Этот роман была моя жизнь, — писал Гончаров об «Обрыве». — Я вложил в него часть самого себя, близких мне лиц, родину, Волгу, родные места, всю, можно сказать, свою и близкую мне жизнь. Пересказывая этот роман Тургеневу, я заметил, что, кончив «Обломова» и этот роман… я кончу все, что мне на роду написано, и больше ничего писать не буду».
Особый раздел выставки посвящён менее известной странице биографии писателя – путешествию с экспедицией адмирала Путятина в Японию. С первых же дней Гончаров начал вести подробный путевой журнал, материалы которого легли в основу будущей книги «Фрегат „Паллада“». Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами. Гончаров открыл русскому читателю большой мир, увиденный пытливым наблюдателем и описанный острым, талантливым пером. Для России XIX века такая книга была почти беспрецедентной.
В последние два десятилетия Гончаровым нередко овладевали тяжёлые душевные настроения. После «Обрыва он почти не возвращался к художественному творчеству.
Критическая деятельность А. И. Гончарова представлена классической статьёй «Мильон терзаний» о «Горе от ума» - но критическими отзывами богато и эпистолярное наследие писателя, которое тоже представлено на выставке. Он переписывался со многими деятелями русской литературы — И. С. Тургеневым, Л. Н. Толстым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Ф. М. Достоевским, А. Ф. Писемским, Я. П. Полонским и другими. Письма Гончарова — ценнейший материал, заключающий в себе высказывания писателя о своих произведениях, его эстетические размышления, тонкие и верные суждения о произведениях современной ему русской и мировой литературы.
Особое внимание обращают на себя книги из редкого фонда библиотеки – дореволюционные издания сочинений А. И. Гончарова.
Приглашаем посетить выставку всех тех, кто интересуется книгой и историей русской литературы!
Ждём вас! Справки по тел. 34–38–00.
22.06.2017 |