КНИЖНЫЕ
ВЫСТАВКИ в
Тверской областной библиотеке им. А.М. Горького
«Великий маэстро»
«Тосканини, дирижируя произведением,
не только соблюдает все указания,
содержащиеся в партитуре, но верно раскрывает и
то, что композитор только представлял себе,
но не мог выразить на нотной бумаге»
Дж. Пуччини
В зале нотно-музыкальной литературы открылась выставка «Великий маэстро», посвящённая 150-летию со дня рождения Артуро Тосканини – величайшего оперного и симфонического дирижёра. Почти семьдесят лет стоял он за пультом, являя миру непревзойдённые образцы интерпретации произведений всех времён и народов. Он был подлинным рыцарем музыки, не знавшим компромиссов в своём стремлении достигнуть идеала.
Тосканини родился 25 марта 1867 года в Парме в бедной семье портного. Возможно, он и не стал бы музыкантом, если бы учительница в школе не обратила внимание на его необыкновенную память и способность подбирать на фортепиано бесчисленные мелодии. По её настоянию родители отдали мальчика в Пармскую королевскую музыкальную школу. В тринадцать лет Тосканини настолько свободно владел инструментом, что его пригласили в оркестр театра «Коммунале». Чуть позже была Пармская консерватория по классу виолончели и, уже через год после окончания, – дебют.
25 июня 1886 года Артуро дирижировал оперой «Аида» в Рио-де-Жанейро, даже не открывая лежащей перед ним партитуры. Триумфальный успех привлёк к имени Тосканини внимание музыкантов и музыкальных деятелей. Молодой дирижёр некоторое время работал в Турине, а в затем возглавлял миланский театр «Ла Скала». Постановки, осуществлённые в этом оперном центре Европы, принесли ему мировую славу.
О великом дирижёре написаны сотни рецензий, статей, очерков, воспоминаний, исследований. Однако, на русском языке до недавнего времени не было никаких материалов, если не считать нескольких мемуарных фрагментов, заметок в периодике и кратких справок в энциклопедиях. Этот пробел восполнен выпуском сборника воспоминаний о Тосканини из серии «Исполнительское искусство зарубежных стран». Издание включает четыре мемуарные книги, написанные музыкантами, работавшими вместе с Артуро и под его руководством. В них запечатлён последний период творчества мастера, длившийся семнадцать лет, когда он возглавлял созданный в Нью-Йорке симфонический оркестр Национальной радиовещательной компании.
Ещё одно любопытное издание «Искусство Артуро Тосканини: воспоминания, биографические материалы» ставит своей целью как можно более разнообразно познакомить музыкантов-профессионалов и широкого читателя с личностью и искусством итальянского мастера. Из богатейшего материала о Тосканини в книгу вошли наиболее интересные и своеобразные работы его коллег, композиторов и музыковедов, что помогает воссоздать неповторимый облик гениального маэстро.
На экспозиции представлен также один из блестящих очерков Стефана Цвейга «Поборник совершенства», опубликованный в журнале «Музыкальная жизнь».
Артуро Тосканини обладал исключительным артистическим темпераментом и музыкальной памятью, энергией и силой воздействия на исполнителей. Репертуар его оркестра был огромен: от сочинений И.С. Баха до композиций Д.Д. Шостаковича. На выставке вы найдёте грампластинки с архивными записями симфоний Ф. Мендельсона и Л. Бетховена, «Плясок смерти» К. Сен-Санса, «Реквиема» Дж. Верди и других произведений в исполнении легендарного оркестра Артуро Тосканини.
Приглашаем всех! Выставка будет работать до 1 апреля.