Государственное бюджетное учреждение культуры Тверская ордена "Знак Почета" областная универсальная научная библиотека им. А.М. Горького
 

контакты поиск

КАТАЛОГ БИБЛИОТЕКИ

Продление книг

 



КНИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ
в Тверской областной библиотеке им. А.М. Горького

 

«Когда зарождались мечты». Живопись эпохи «оттепели»

С 6 по 19 марта в зале искусств действует книжная выставка «Когда зарождались мечты». Живопись эпохи «оттепели».

Ю. Пименов. «Свадьба на завтрашней улице». 1962

«Эпоха оттепели» охватывает время с 1953 года, когда после смерти Сталина произошли первые амнистии политических заключенных, и до 1968 года, когда ввод советских танков в Чехословакию развеял иллюзии о возможности построения социализма с «человеческим лицом».

Относительно короткий промежуток времени, длившийся около 15 лет, не случайно получил громкое название «эпоха». Плотность времени, его насыщенность важнейшими событиями были невероятно высокими. Ослабление контроля государства и демократизация способов управления культурой значительно оживили творческие процессы. Сформировался стиль оттепели, представляющий собой оригинальный вариант советского модернизма 1960-х. Во многом он стимулировался научными достижениями в области космоса и атомной энергетики. Космос и атом — как самая большая и самая малая величины — определяли диапазон «вселенского» мышления шестидесятников, устремленных в будущее.

Всепроникающее ощущение создававшегося буквально на глазах великого и нового не могло не отразиться на искусстве. Все участники творческого процесса работали над поиском нового языка, способного выразить время. В изобразительном искусстве появился «суровый стиль». Основным источником «сурового стиля» было изобразительное искусство СССР 20-х годов, то есть досталинского периода, творчество А. Дейнеки, Г. Нисского, а также П. Кончаловского, А. Осмёркина, А. Лентулова и др. Художники воспевали судьбы современников, их энергию и волю, «героику трудовых будней». Изображения обобщены и лаконичны. Основой выразительности служат большие плоскости цвета и линейные контуры фигур. Картина становится похожей на плакат. Основными представителями «сурового стиля» были Николай Андронов, Гелий Коржев, Павел Никонов, Виктор Попков, Таир Салахов и другие.

В. Попков. «На лесах большого театра». 1959

В то же время часть художников обратилась к наследию русского авангарда, начались активные поиски в области нефигуративной изобразительности. Традиции русского авангарда 1920-х годов продолжили художники студии Элия Белютина «Новая реальность», среди которых Люциан Грибков, Владислав Зубарев, Анатолий Сафохин, Вера Преображенская, Тамара Тер-Гевондян. Это творческое объединение художников-абстракционистов стало оплотом неформального искусства в СССР и просуществовало с 1950-х до 2000-х годов. В конце 1950-х годов Оскаром Рабиным, Е. и Л. Кропивницкими была основана неофициальная художественная группа «Лианозово».

В. Вейсберг. «Апельсины в черных бумажках на черном столе». 1961

Яркими представителями второго русского авангарда были Эдуард Штейнберг, Владимир Вейсберг, Анатолий Зверев, Владимир Янкилевский, Валентин Воробьев, Илья Кабаков, Владимир Немухин и многие другие. Однако новаторские течения не нашли поддержки руководства страны. Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК Н.С. Хрущева резко отрицательную реакцию. В результате художники были лишены права продолжать работу и выставляться. Многие вынуждены были покинуть страну, например, скульптор Э. И. Неизвестный.

На выставке представлены книги, альбомы, статьи о художниках «сурового стиля» и «второго русского авангарда».

 

14.03.2017

Web-мастерская
weblib@tverlib.ru
© 1998-2017 Тверская областная библиотека им. А.М. Горького.
Внимание! При использовании материалов сайта ссылка на ресурс обязательна.