«От истории литературы до семиотики культуры»
к 95-летию Ю.М. Лотмана
С 22 февраля по 9 марта в холле читального зала представлена выставка «От истории литературы до семиотики культуры», приуроченная к 95-летию выдающегося филолога, литературоведа, культуролога, семиотика, мыслителя и историка Ю.М. Лотмана.
«Литературоведение должно быть наукой»
Ю.М. Лотман
С точки зрения институционального статуса значение Ю.М. Лотмана для российской науки и общественно-гуманитарной мысли огромно. Один из первых разработчиков структурно-семиотического метода изучения литературы и культуры в советской науке, основоположник Тартуско-московской семиотической школы, Лотман, как и М.М. Бахтин, и С.С. Аверинцев, принадлежал к тем филологам, работа которых велась на стыке филологии и философии. Такой подход к гуманитарным вопросам позволял проникать в сущностные проблемы бытия. Круг его исследований был разнообразен. От русской литературы конца XVIII в. он шел и вперед (к А.С. Пушкину, Н.В. Гоголю, Л.Н. Толстому, XX в.), и вглубь (к М.В. Ломоносову, Петровской эпохе, древнерусской литературе), занимался теорией литературы, через семиотику и структурализм устремлялся к теории и истории культуры, интересовался кино, живописью и музыкой, сам имел разнообразные художественные таланты, но считал науку более важной для человечества.
Лотман родился в Петербурге, но по воле судьбы почти всю жизнь прожил в Эстонии, в городе Тарту. Ревностно трудился в Тартуском университете на благо науки: преподавал, исследовал межкультурные связи (русско-эстонские, в частности, русско-французские), был европейцем по духу, но при этом оставался русским ученым, и даже больше чем русским. Он чувствовал себя, и отечественную культуру, и себя в ней, как часть мировой культуры. Европа вполне оценила его. День рождения Лотмана кафедра русской литературы Тартуского университета ежегодно отмечает международным Лотмановским семинаром, в котором в последнее время принимают участие не только исследователи из Эстонии, но и из многих других стран мира: от Японии и Австралии до США и Канады. В Бохуме (Германия) открыт Институт славистики им. Ю.М. Лотмана и учреждена премия в честь ученого.
Наша память о Лотмане за последнее десятилетие также пополнилась новыми публикациями его работ (вышедших при жизни и взятых из архивов), выходом в свет тома писем, появлением основательного сборника исторических свидетельств о Тартуско-московской школе, рядом статей и монографий.
На выставке, в первую очередь, представлены исследовательские труды ученого - его известные монографии: «Лекции по структуральной поэтике» (1964), «Структура художественного текста» (1970), «Анализ поэтического текста. Структура стиха» (1972), «Александр Сергеевич Пушкин: биография писателя» (1981), «Культура и взрыв» (1992), «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века)» (1993) и другие. Лотмана по праву считают основоположником современного «карамзиноведения». Результатом его многолетних исследований явилось крупное издание о выдающемся историографе и писателе Н.М. Карамзине «Сотворение Карамзина. Статьи и исследования» (1950-1990). Заметки и рецензии (1997).
Живым свидетельством жизни и творчества самого Лотмана являются воспоминания одного из крупнейших наших литературоведов, человека во многом ему конгениального Б.Ф. Егорова. В книге автор соединяет житейскую биографию исследователя с обстоятельным анализом его научного наследия. В издании также воспоминания ученого и другие материалы.
Интересна новая монография Лотмана, взятая из архива и публикуемая впервые «Чему учатся люди. Статьи и заметки». Сборник работ посвящен проблеме обучения в культуре.
Любопытны и многочисленные статьи о нем, изданные за последнее десятилетие: неизвестная переписка Лотмана со своей женой З.Г. Минц, Б.Ф. Егоровым, Я. Кроссом об историческом романе, статья доктора философских наук Н.С. Автономовой «Ю.М. Лотман, переходящий в память», в которой автор подводит итог российской и зарубежной лотманианы на современном этапе, а также многое другое.
Непрерывный интерес к Лотману, как к крупнейшему ученому-исследователю, и как к личности позволяет говорить о том, что его идеи живут и развиваются. Школа жива сегодня, потому что она меняется. Традиция – не слепое следование образцу. Но отталкивание от него, открытие нового, «взрыв», как сказал бы Лотман.
Приглашаем посетить выставку всех, кто хочет знать о Ю.М. Лотмане и о его выдающихся заслугах в науке больше!
22.02.2017 |