«Человек, который умел всё»
к 120-летию со дня рождения Валентина Катаева
«Хорошо быть чистой каплей и таить в себе миры!»
Валентин Катаев
Валентин Петрович Катаев – знаменитый советский писатель, драматург, поэт, журналист, сценарист. Его имя не нуждается в рекламе. Книгами Катаева зачитывались и взрослые, и дети, более 20 произведений было экранизировано, а пьесы ставились в театрах страны и мира.
Свой творческий путь он начал в 1910 году с публикации в «Одесском вестнике» первого стихотворения «Осень» и через всю жизнь пронес эту страсть к поэзии, не опубликовав, однако, ни одного поэтического сборника. Главным и единственным своим учителем Катаев считал Ивана Бунина, с которым его познакомил в Одессе писатель-самоучка А. Федоров. Всю свою творческую жизнь он следовал главному совету наставника – «писать каждый день, регулярно, не дожидаясь вдохновения, настроения и тому подобного, писать – как ходить на службу… или в гимназию». Именно поэтому он умел все. Он был мастером психологической прозы, писал романы, в том числе производственные и авантюрные, повести, рассказы, сатирические и юмористические произведения, пьесы, повести и сказки для детей и юношества, публицистические статьи, очерки. Все произведения писателя посвящены истории страны, которую он показывает через судьбу обычного человека и его роль в этих событиях.
Катаев прошел три войны, он кавалер двух Георгиевских крестов, ордена Святой Анны, лауреат Государственной премии, Герой Социалистического Труда, кавалер трех орденов Ленина, создатель и главный редактор журнала «Юность», до сих пор одного из самых популярных в нашей стране.
Свои лучшие произведения в жанре автобиографической прозы он создал в преклонном возрасте.
«Алмазный мой венец», «Трава забвенья», «Святой колодец», «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» – вызвали бурные споры критиков и огромный неподдельный интерес читающей публики.
|
В серии «Мой 20 век» представлена книга «Трава забвенья», в которую вошли две повести «Алмазный мой венец» и «Трава забвенья», написанные в единой манере. Стиль этот самим автором назван «мовизм». По словам И. Андроникова, «искусство Катаева… – это искусство нового воспоминания, когда писатель не воспроизводит событие, как запомнил его тогда, а как бы заново видит, заново лепит его… Катаев выбрал и расставил предметы, чуть сдвинул соотношения, кинул на события животрепещущий свет поэзии…»
Необычная форма изложения, яркий образный язык, «зашифрованность» многих персонажей, флер тайны, окутывающий дилогию, придают произведениям В.П. Катаева неповторимое очарование. На страницах этих произведений по-новому освещаются знаменитые личности, творившие в 20-х годах прошлого столетия: поэты, писатели, художники и скульпторы Серебряного века, а также рассказывается о литературной жизни Москвы, Одессы и Харькова. |
|
Особый интерес представляет новая книга Сергея Шаргунова «Катаев. Погоня за вечной весной» из серии «Жизнь замечательных людей». В книге представлена первая подробная биография выдающегося прозаика и поэта, тонкого мастера слова, лишенная идеологической предвзятости. Автору, опиравшемуся на воспоминания, архивные документы, мемуарную и биографическую литературу, блестяще удалось воссоздать непростую, отчасти таинственную, тесно сплетенную с литературным творчеством жизнь Валентина Катаева – сложного и противоречивого человека, глубоко вовлеченного в исторические события ХХ века. |
|
«Доктор велел мадеру пить…» – книга особенная. Это воспоминания сына Павла Катаева об отце, о его жизни, как он ее себе представляет, о творческих поисках отца, о времени и людях из его окружения.
Написанная с любовью и юмором, она расскажет много нового почитателям творчества писателя. |
|
Обращаем внимание специалистов и всех, кто интересуется творчеством В.П. Катаева на книгу М. Котовой и О. Лекманова «В лабиринтах романа-загадки: Комментарий к роману В. П. Катаева "Алмазный мой венец"». С момента первой публикации мемуары В.П. Катаева вызвали яростные споры, которые не утихли до сих пор и которые авторы книги пытаются разрешить в рамках академического комментария. М.А. Котова и O.A. Лекманов не ограничиваются объяснениями «темных» эпизодов романа, они тщательно воссоздают литературно-бытовой контекст эпохи, поэтому Комментарий можно рассматривать и как обстоятельное введение в историю советской литературы 1920-1930-х годов. Распутывая хитросплетения романа, авторы привлекают множество архивных, газетных и малоизвестных мемуарных источников. |
На выставке представлены издания о жизни и творчестве писателя, воспоминания сына В.П. Катаева и современников, публикации из периодической печати литературоведческого характера, а также произведения Катаева, в том числе для детей и юношества. |
|
24.01.2017 |