«Нескучный литературовед»
к 90-летию со дня рождения Бенедикта Сарнова
С 17 января по 13 февраля в холле 3-го этажа представлена выставка «Нескучный литературовед», посвящённая 90-летию со дня рождения известного русского писателя, литературоведа и литературного критика Бенедикта Михайловича Сарнова.
«…я жил в потрясающее время!
Был современником событий,
с которыми мало что могло
сравниться в мировой истории».
Б.М. Сарнов
Бенедикт Михайлович Сарнов известен как автор серьёзных и в то же время увлекательных книг о творчестве и судьбе русских писателей XX века, автор и ведущий цикла документальных фильмов "Сталин и писатели" на телеканале "Культура".
Впервые выступил в печати в 1948 году, став автором пародий, печатавшихся в «Литературной газете», часть из них была издана в 1966 году в виде сборника «Липовые аллеи».
В 1970-х годах он был ведущим популярных детских литературоведческих радиопередач «В стране литературных героев». В 1989 году вёл в журнале «Огонёк» рубрику «Русская проза. Двадцатый век. Из запасников». С 1960 года – член Союза писателей СССР, в 1992–1996 годах — секретарь Союза писателей Москвы, член редколлегии журналов «Русская виза» и «Вопросы литературы». С 1997 года — член комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ, академик Академии русской современной словесности (АРСС). |
|
|
Бенедикт Сарнов – автор более тридцати книг. Почти все его книги имеются в фондах библиотеки и представлены на выставке. Первая книга писателя «Л.Пантелеев. Критико-биографический очерк» (1959 г.) была встречена доброжелательными отзывами К.Чуковского, С.Маршака, В.Шкловского. За ней последовали другие: «Страна нашего детства», «Рифмуется с правдой», «Самуил Маршак», «Бремя таланта. Портреты и памфлеты», «Опрокинутая купель».
Последние книги Сарнова: «Заложник вечности. Случай Мандельштама», «Смотрите, кто пришёл. Новый человек на арене истории», «Пришествие капитана Лебядкина. Случай Зощенко» – писались ещё во времена застоя, но пришли к читателю уже в постсоветский период нашей истории. Они посвящены не историко-литературным проблемам. Драматические судьбы писателей, о которых в них идёт речь, и мир их художественных созданий рассматриваются автором этих книг как уникальный опыт российской действительности. Об этом и три самые последние книги Сарнова «Наш советский новояз. Маленькая энциклопедия реального социализма», «Перестаньте удивляться!» и «Скуки не было». |
Книгу своих воспоминаний «Скуки не было» Бенедикт Сарнов озаглавил строкой из стихотворения Бориса Слуцкого. Назвав так свою книгу, автор обозначил не только тему и сюжет её, но и свой подход, свой ключ к осознанию и освещению описываемых фактов и переживаемых событий.
Во второй книге воспоминаний «Скуки не было» Сарнов, продолжая свою «исповедь сына века», рассказывает о людях, встречи и близость с которыми сыграли важную роль в его жизни, во многом определили его судьбу. Среди них - Илья Эренбург, Виктор Шкловский, Корней Чуковский, Самуил Маршак и др. |
|
|
В книге «Перестаньте удивляться!» критик выступает в непривычном для него жанре. Книга представляет пёструю смесь коротких «невыдуманных» историй – смешных, грустных, порою трагических. В некоторых из них автор рассказывает о событиях, свидетелем, а иногда и участником которых был сам. Другие он слышал от своих друзей, знакомых, старших современников. Собранные воедино, все эти разрозненные, никак сюжетно не связанные факты, случаи, эпизоды словно бы сами собой складываются в картину, запечатлевшую образ минувшей эпохи. |
Своим главным литературным трудом Бенедикт Сарнов считал книгу «Сталин и писатели». Четырёхтомник состоит из восемнадцати глав, в каждой из них разворачивается сюжет острой психологической драмы. Отталкиваясь от документов и опираясь на них, автор подробно рассматривает «взаимоотношения» со Сталиным каждого из тех писателей, на чью судьбу наложило свою печать чугунное сталинское слово: Горький, Маяковский, Пастернак, Мандельштам, Зощенко, Булгаков, Ахматова, Шолохов, Платонов, Замятин, Симонов, Д.Бедный, А.Толстой и др. |
|
|
Особую роль в жизни Бенедикта Сарнова сыграло знакомство с А. Солженицыным, опыт общения с которым был, скорее, отрицательным, но не менее важным для формирования его личности. В книге "Феномен Солженицына" автор поставил перед собой задачу дать серьёзный и по возможности объективный анализ как художественной, так и мировоззренческой эволюции (лучше сказать - трансформации) писателя. Но можно ли сохранить объективность, выясняя свои отношения с человеком, сыгравшим огромную - и совсем не простую - роль в твоей жизни? |
|
Сюжет книги "Красные бокалы. Булат Окуджава и другие" разворачивается на фоне исторических событий - с начала и середины 60-х (разгон Хрущёвым выставки в Манеже, процесс Синявского и Даниэля) и до наших дней (1993 год, штурм Белого дома). Герои книги - Булат Окуджава, Наум Коржавин, Виктор Некрасов, Владимир Войнович, Фазиль Искандер, Андрей Синявский, Владимир Максимов - люди, сыгравшие важную роль в жизни автора. С некоторыми из них отношения складывались непросто, что придаёт сюжету особый драматизм. |
|
Тема книги Бенедикта Сарнова «Заложник вечности: случай Мандельштама» достаточно традиционна: "поэт и царь", то есть художник и власть. В данном случае - власть тоталитарная, то есть уникальная, не имеющая аналогов в мировой истории. История первого ареста Мандельштама, поразившее всех либеральное решение Сталина ("Изолировать, но сохранить"), высказанное диктатором по делу смертельно оскорбившего его поэта, исследуется автором на обширном, в основном лишь недавно ставшем доступным материале. Такова детективная завязка этого сюжета. Но и развитие, и развязка его (при том, что биография О.Мандельштама хорошо известна и, казалось бы, уже не содержит никаких загадок и тайн) тоже несут в себе много нового и неожиданного. |
На представленной экспозиции вы можете ознакомиться с этими и другими монографиями Бенедикта Михайловича Сарнова, а также с его многочисленными журнальными публикациями.
Выставка дополнена буклетом.
Приглашаем посетить выставку всех желающих!
18.01.2017 |