КНИЖНЫЕ
ВЫСТАВКИ в
Тверской областной библиотеке им. А.М. Горького
«Корифей советского джаза»
«Чувство джаза – это нечто природное»
Гия Канчели
С 1 декабря в зале нотно-музыкальной литературы работает выставка, приуроченная к 110-летию со дня рождения Александра Наумовича Цфасмана – выдающегося советского музыканта, основателя отечественного профессионального джаза.
Александр Цфасман - легендарная личность в советском джазе. Его артистический облик многогранен: пианист, композитор, дирижёр, аранжировщик, руководитель оркестра. Будучи талантливым музыкантом и организатором, многое сделал, многое открыл в любимом жанре, с его творчеством связаны значительные завоевания советского джаза с середины 20-х и до конца 60-х годов.
Открывает экспозицию книга Анатолия Николаевича Голубева «Александр Цфасман: Корифей советского джаза», в которой автор освещает не только творческую деятельность композитора, но и приводит не опубликованные ранее интересные факты и события из его жизни, в свете которых перед читателем предстает живой образ замечательного музыканта и человека.
Александр Наумович родился 14 декабря 1906 года в Запорожье. С семи лет обучался игре на скрипке и рояле, а когда в 1918 году семья переехала в Нижний Новгород, поступил там на фортепианное отделение музыкального техникума. Затем, успешно сдав экзамен в Московскую консерваторию, стал учеником Феликса Михайловича Блуменфельда, одного из самых известных педагогов тех лет.
В это время Цфасман знакомится с джазом, начинает сочинять танцевальные пьесы, и в конце 1926 года организовывает первый в Москве профессиональный джазовый оркестр (октет) под необычным названием «АМА-джаз» («Ассоциация московских авторов»). Именно этот состав записал в 1928 году первые советские джазовые пластинки, и в том же году, благодаря ансамблю, советский джаз впервые зазвучал в эфире.
После окончания консерватории, Цфасман остался верен своему увлечению, которое оказалось его призванием. Все 1930-е годы композитор возглавлял различные джаз-оркестры в Москве, будучи при этом играющим лидером-пианистом. Они работали в кинотеатрах перед сеансами, в клубах, на эстрадах ресторанов, записали на грампластинки более сорока пьес, среди которых «Звуки джаза», «Неудачное свидание», «У водопада», а также обработка известного польского танго «Последнее воскресенье», выпущенного под названием «Расставание», в обиходе более известного как «Утомлённое солнце». Более подробно об этих и других фактах можно узнать из книг и справочных изданий по истории джаза, представленных на выставке.
Пианизм и композиторское творчество слиты в искусстве Цфасмана воедино. Подавляющее число созданных им произведений предназначено для фортепиано. На экспозиции демонстрируются нотные альбомы, составленные из фортепианных миниатюр: танцев, песен, фантазий, попурри, обработок популярных мелодий. Эта музыка пользовалась большим успехом у массового слушателя. Она входила в быт через радио и грампластинку, включалась, как теперь говорят, в звуковую атмосферу жизни.
Есть у Александра Цфасмана и несколько произведений крупной формы. Среди них два концерта для фортепиано с джаз-оркестром и с эстрадно-симфоническим оркестром, балетная сюита «Рот-фронт» для оркестра, «Спортивная сюита» для симфоджаза. Конечно же, следует назвать и чудесное «Интермеццо» для кларнета и джаз-оркестра, написанное в 1944 году и посвященное Бенни Гудмену, которое представлено на выставке.
Завершает экспозицию уникальный альбом «Александр Цфасман – композитор, пианист, дирижёр», состоящий из двух грампластинок с отреставрированными записями 30-50-х годов, прослушав которые, вы убедитесь, что его музыка звучит так же свежо, как и много лет назад.
Приглашаем всех желающих!
Выставка будет работать до 30 декабря.