«Поэт старой Москвы»
С 15 по 30 ноября в зале искусств действует книжная выставка «Поэт старой Москвы», посвящённая 160-летию со дня рождения художника Аполлинария Васнецова.
Красная площадь во второй половине XVII века |
Москва всегда играла особую роль в истории России. Она оставалась для «сердца русского» символами российской государственности и национального духа. Облик Москвы с ее величественным Кремлем и тихими улочками Замоскворечья, оживленным торговым Кузнецким мостом, храмами и древними монастырями не мог не привлекать русских художников. Среди них первое место по праву занимает Аполлинарий Васнецов.
Фото А.Васнецова |
Художник родился в 1856 году в селе Рябово Вятской губернии в семье священника. Получил воспитание в Вятском духовном училище. В 1878 году переехал в Москву к брату Виктору Васнецову, и с этого времени Аполлинарий Михайлович окончательно посвятил себя живописи и графике.
Аполлинарий Михайлович был членом Товарищества передвижников и одним из основателей Союза русских художников. В 1901-1918 годах преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, руководя там классом пейзажной живописи после смерти Исаака Левитана.
Особый авторитет Васнецов завоевал своими историко-архитектурными картинами, которые проникновенно воссоздают облик средневековой Москвы, чаще всего Москвы XVII века.
Этому столетию мастер придавал особое значение, считая тогдашнюю архитектуру высшим Государственный образцом «русского стиля».
Гонцы. Ранним утром в Кремле.
Начало XVII века |
Спасские водяные ворота
Китай-города |
Страстно полюбив древнюю столицу, Васнецов исходил ее вдоль и поперек, внимательно следил за археологическими раскопками и сам принимал в них участие, подготовив целый ряд научных докладов и публикаций.
В живописи же и графике своей Аполлинарий Михайлович одушевлял научные данные поэтической фантазией, передающей не просто какие-то пестрые кусочки старинного быта, а его целостную среду. Поэтому его образы (репродукции с которых часто используются в качестве исторических иллюстраций) одновременно и весьма достоверны и полны ретроспективной национальной романтики.
Всехсвятский каменный мост.
Москва конца XVII века |
Кремль при Иване Калите |
После революции Аполлинарий Михайлович Васнецов продолжал свой цикл исторических пейзажей, исполнив в 1920-е годы ряд картин для музея истории и реконструкции Москвы. Писал также натурные этюды Москвы и Подмосковья. Активно пытался противостоять вздымавшейся волне официального вандализма и сделать все возможное для предотвращения сноса архитектурных памятников.
Будучи необыкновенно честным как в жизни, так и в искусстве, А. Васнецов всегда оставался подлинно русским художником. Он считал, что: «Искусство только тогда сильно, когда оно характерно для данного народа. Только в силе эмоций данной нации кроются истинно великие произведения искусства…».
На выставке представлены книги, альбомы, статьи о Москве в творчестве А. М. Васнецова, а также фильмы об истории Москвы и Московского Кремля.
18.11.2016 |