«Обитель муз»
С 1 по 14 ноября в зале искусств действует книжная выставка «Обитель муз», посвящённая 175-летию со дня рождения Саввы Мамонтова.
«Миллионер, художник и кругом артист»
В октябре 2016 г. исполнилось 175 лет со дня рождения крупного промышленника, выдающегося деятеля железнодорожного строительства, страстного любителя искусства, основателя первой в России частной оперы, владельца художественных мастерских Саввы Ивановича Мамонтова. Отечественное искусствоведение признает, что можно говорить о целом мамонтовском периоде русской литературно-художественной жизни, ибо Мамонтов был ее средоточием в 1880–1890-х гг. В.М. Васнецов писал, что «Бог дал ему особый талант возбуждать творчество других», в нем ощущалась «какая-то электрическая струя, зажигающая энергией окружающих». Савва Иванович был «художником и предпринимателем в одном лице», и всем, что он делал, по словам Станиславского, «тайно руководило искусство». |
И.Е. Репин Портрет С.И. Мамонтова. 1880 |
Музей-усадьба Абрамцево |
Савва Мамонтов приобрел усадьбу в Абрамцево, которая стала настоящей Меккой для художников. Здесь было организованно творческое содружество, известное как Абрамцевский (или Мамонтовский) художественный кружок. В него входили яркие представители русского искусства этого времени: В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова, В.М. Васнецов, А.М. Васнецов, И.Е. Репин, И.С. Остроухов, К.А. Коровин, В.А. Серов, М.В. Нестеров и многие другие. |
При жизни Мамонтова называли «Саввой Великолепным». Он буквально фонтанировал идеями и умел создавать уникальную творческую атмосферу. Правнук Саввы Мамонтова Сергей Чернышев вспоминает – «Савва Иванович был человеком активным, даже деспотичным. Он заставлял их работать. Он сам приезжал с работы вечером, и начиналась работа с художниками. Они ставили спектакли, делали декорации, он писал тексты этих постановок. Серов, Васнецов, Поленов писали декорации, все они превращались в актеров, им приклеивали бороды… Савва Иванович был мотор».
К некоторым музыкальным постановкам Савва Мамонтов сам писал либретто. Но главным талантом мецената было умение создавать творческую атмосферу. Именно в этой столовой молодой Серов написал портрет Веры Мамонтовой - той самой девочки с персиками. Вдохновение в Абрамцево черпал и Васнецов. Здесь появились лучшие его работы - «Аленушка» и «Три богатыря». |
В.А. Серов. Девочка с персиками.1887 |
Храм Спаса Нерукотворного в Абрамцево |
«Абрамцевцы» творили не только в живописи, театральной сфере, но и в архитектуре и декоративном искусстве. Небольшой усадебный храм Спаса Нерукотворного считается первым произведением русского модерна. А абрамцевская керамика украшает по сей день здания Москвы – гостиницы «Метрополь», «Националь», Ярославский вокзал, Государственную Третьяковскую галерею. |
На выставке представлены книги, альбомы, статьи, документальные фильмы о художниках мамонтовского кружка. |
|
1.11.2016 |