КНИЖНЫЕ
ВЫСТАВКИ в
Тверской областной библиотеке им. А.М. Горького
Истории великих пианистов: Эмиль Гилельс (к 100-летию со дня рождения)
«Гилельс – истинный артист. Его всегда интересно слушать,
потому что он открывает новое и стремится к совершенству»
А. Рубинштейн
19 октября музыканты отмечают столетие со дня рождения Эмиля Григорьевича Гилельса – выдающегося пианиста, покорившего своей блестящей игрой миллионы слушателей по всему миру.
В зале нотно-музыкальной литературы работает выставка, посвящённая этой знаменательной дате. Вниманию посетителей предлагаются книги и журналы о жизни и творчестве Эмиля Григорьевича, справочные издания о великих пианистах XX века, грампластинки и CD-альбомы с записями произведений, исполненных мастером фортепианного искусства. Экспозиция адресована всем, кто интересуется историей и культурой «золотого века» фортепианного исполнительства.
Гилельс родился в Одессе, в простой семье: отец работал на сахарном заводе, мама занималась домом и детьми. Но сам Эмиль Григорьевич вспоминал: родители горячо любили музыку, а отец обладал абсолютным слухом. Дома у них стоял рояль – старый «Шрёдер». И когда однажды четырёхлетнего Гилельса застали уверенно играющим романс, было решено отдать маленького гения обучаться музыке. Через несколько лет первый учитель Яков Ткач напишет о девятилетнем Миле: «…скоро СССР обогатится пианистом мирового масштаба». Так и случилось.
О становлении Эмиля Григорьевича как пианиста очень подробно рассказывается в книге музыковеда и пианистки Софьи Михайловны Хентовой «Эмиль Гилельс», вышедшей в серии «Современное исполнительство». В монографическом очерке прослеживается артистический путь Гилельса и обрисовываются черты его исполнительского метода. В книге всё непосредственно, легко и непринужденно. Можно не сомневаться, что её с интересом прочтут не только пианисты, но и многие любители музыки.
Ещё одно очень примечательное издание – книга профессора кафедры специального фортепиано Российской академии музыки имени Гнесиных Григория Борисовича Гордона «Эмиль Гилельс. За гранью мифа», на страницах которой автор неистово полемизирует с известными советскими критиками, создавшими, по его мнению, искажённый портрет Гилельса. Издание знакомит с неизвестными фактами из жизни пианиста, размышляет о гилельсовском искусстве и судьбе музыканта в меняющемся мире. Большая часть материалов публикуется впервые. В книге представлен уникальный фоторяд. После выхода издание мгновенно стало бестселлером.
Невозможно обойти вниманием великолепнейшую монографию российского пианиста и музыковеда Льва Ароновича Баренбойма «Эмиль Гилельс. Творческий портрет». Книга, увы, не была закончена автором – он ушёл из жизни на полпути к окончанию. А всего через три месяца не стало и Эмиля Григорьевича. Лишь в 1990 году по архивам Баренбойма монография была закончена. И, к сожалению, переизданий с того времени не было: потому сейчас это своего рода библиографическая редкость. Написана она с огромным уважением к маэстро, скрупулезностью, внимательностью к деталям его артистической жизни, музыкальному пути и является, на взгляд многих музыкантов, лучшим, что написано об Эмиле Гилельсе. В конце имеется ряд приложений и приводится хронограф концертных выступлений пианиста.
В репертуаре Эмиля Григорьевича огромное количество произведений самых разных авторов, от Баха и Скарлатти до современников – Хачатуряна, Шостаковича, Кабалевского, Прокофьева. Однако самое большое значение в его творчестве всегда имели произведения Бетховена. Гилельс постоянно исполнял все его фортепианные концерты и делал их записи. Искусство Гилельса лучше всего характеризуют пушкинские строки, сказанные о Моцарте: «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!» Недаром музыканта называют «Моцартом фортепианного исполнительства».
На экспозиции представлены грампластинки с концертными и студийными записями Эмиля Григорьевича, выпущенные фирмой «Мелодия». С первой победы на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве в 1933 г. и до последнего концерта в Хельсинки в 1985 за его исполнительской деятельностью следил весь музыкальный мир. Как пианист ярко романтического склада, Эмиль Гилельс с наибольшей полнотой «выкладывался» на концертах. Именно эти концертные записи, несмотря на их, порой, техническое несовершенство, представляют особый интерес для любителей и знатоков. Всё многообразие творческого наследия пианиста присутствует на выставке. Посетители смогут прослушать записи концертов и сонат Бетховена, Прокофьева, запись концерта №1 Чайковского, музыкальные творения Листа, Сен-Санса и многих других величайших композиторов прошлого в непревзойдённом исполнении Эмиля Гилельса.
Искусство Эмиля Гилельса несло людям радость, жизненную энергию, покоряющую гармонию, неисчерпаемую красоту фортепианного звука.
Ждём всех неравнодушных к творчеству этого замечательного музыканта.
Выставка будет работать до 1 ноября.