«Искусство воспитания и обучения: уроки прошлого»
С 1 по 27 сентября в холле 2 этажа работает выставка редкой книги «Искусство воспитания и обучения: уроки прошлого», приуроченная ко Дню знаний.
«…Я не представляю себе воспитания без преподавания и, обратно,
не признаю такого преподавания, которое бы не было воспитывающим».
И.Ф. Гербарт
На выставке представлены издания второй половины XIX - начала XX вв. из редкого фонда Тверской областной библиотеки, раскрывающие основную идею русской педагогики этого периода, которая отличалась гуманистической направленностью и демократизмом.
Уважительное отношение к личности ребенка, его интересам и потребностям, создание условий для всестороннего развития были общими для различных педагогических течений этого периода.
Общим было и отрицательное отношение к сословности школы, утверждение, что каждый ребенок имеет право на полноценное образование, на развитие всех заложенных в нем сил и возможностей. Задачей школы считалась подготовка растущего человека к жизни, к трудовой деятельности, к выполнению им гражданских обязанностей и общественного долга. В связи с этим каждому ученику считалось необходимым дать в руки инструмент, который поможет ему постоянно добывать новые знания, уточнять свои мировоззренческие установки и нравственные идеалы. Решение этих задач предполагало учет интересов, потребностей и склонностей детей, их природных возможностей и дарований. Понимание необходимости разработки индивидуального подхода к учащимся было характерно для всех представителей прогрессивной педагогики России.
В начале XX в. в отечественной педагогике был выдвинут ряд педагогических концепций, ориентированных на поиски новых путей образования и воспитания ребенка.
На выставке экспонируются книги по общим вопросам воспитания и обучения, истории педагогики, методики преподавания, педагогической психологии, воспитательному чтению. Особенно интересен раздел, включающий старинные учебники для школ, гимназий и реальных училищ.
Приглашаем всех желающих!
Издания, заслуживающие особого внимания:
|
Каптерев П.Ф. История русской педагогики. - 2-е изд., пересмотр. и доп. – Петроград: тип. В. Безобразова и К° (вл. Н.П. Зандман), 1915. - [2], XXII, 746 с.
Петр Федорович Каптерев, выдающийся российский педагог 2-й пол. XIX – нач. XX вв., одним из первых дал систематическое изложение развития российской педагогики за весь период существования. Разработал свою периодизацию её развития: от принятия христианства до Петра I - церковная педагогика; от Петра I до 60-х гг. ХIХ в. - государственная педагогика; с 60 гг. ХIХ в. - общественная педагогика. Анализируя школьный опыт и педагогические идеи прошлого, прежде всего, вычленял то, что помогает решать проблемы воспитания и обучения своего времени, удовлетворяет потребности народного образования. |
|
Нечаев А.П. Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. - Санкт-Петербург : тип. И.Н. Скороходова, 1901. - XII, 236 с.
В конце XIX в. возникло новое направление в психологии и педагогике – экспериментальная педагогика, ставившая целью всестороннее исследование ребенка и обоснование педагогической теории экспериментальным путем. Первая отечественная лаборатория по экспериментальному исследованию ребенка в условиях школьной жизни была основана Александром Петровичем Нечаевым в Санкт-Петербурге в 1901 г. |
|
Коменский Я.А. Яна Амоса Коменского великая дидактика : латинский текст с русским переводом Андрея Адольфа и Сергея Любомудрова : с иллюстрированным очерком жизни и деятельности Коменского и указателем имен и вещей. - Москва : К.И. Тихомиров, 1896. - XLVIII, 596 с., 1 л. ил.
Ян Амос Коменский – чешский педагог-гуманист, основоположник научной педагогики. Оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в XVII-XVIII вв.
Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике - «Дидактика», т.е. общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык, в то время международный язык науки, под названием «Великая дидактика». |
|
Монтессори М. Дом ребенка : Метод науч. педагогики / Пер. с итал. С.Г. Займовского, доп. по англ. и амер. изд. со введ. проф. Гарвард. ун-та Генри Гольмса. - Москва : Задруга, 1913. - XXVI, 339, [4] с.
Мария Монтессори - итальянский педагог, учёный, философ. После того как работа Монтессори в римском доме ребёнка получила известность, на её метод обратили внимание в Северной Америке. Ее книга вышла сначала в Англии и США, а затем в 1913 г. и в России. По определению М. Монтессори, разрабатываемая ею педагогическая система представляет собой «метод свободного саморазвития ребенка в условиях подготовленной среды». |
|
Магницкий Л.Ф. Арифметика Магницкого : Точное воспроизведение подлинника: С прил. ст. П. Баранова (Биогр. сведения о Магницком и ист. Значение его Арифметики). [Вып. 1]. - М. : П. Баранов, 1914. – 72 с.
«Арифметика» Леонтия Филипповича Магницкого - первый российский учебник по математике, изданный в 1703 г. На нем воспитывались целые поколения деятелей физико-математических наук. По его содержанию можно составить представление о направлении и характере преподавания арифметики в России в первой половине XVIII столетия и о качестве знаний, полученных в результате такой методики преподавания. |
1.09.2016 |