«Искусство воспитания и обучения: уроки прошлого»
С 1 по 27 сентября в холле 2 этажа работает выставка редкой книги «Искусство воспитания и обучения: уроки прошлого», приуроченная ко Дню знаний.
«…Я не представляю себе воспитания без преподавания и, обратно,
не признаю такого преподавания, которое бы не было воспитывающим».
И.Ф. Гербарт
![«Искусство воспитания и обучения: уроки прошлого»](07m.jpg) На выставке представлены издания второй половины XIX - начала XX вв. из редкого фонда Тверской областной библиотеки, раскрывающие основную идею русской педагогики этого периода, которая отличалась гуманистической направленностью и демократизмом.
Уважительное отношение к личности ребенка, его интересам и потребностям, создание условий для всестороннего развития были общими для различных педагогических течений этого периода.
Общим было и отрицательное отношение к сословности школы, утверждение, что каждый ребенок имеет право на полноценное образование, на развитие всех заложенных в нем сил и возможностей. Задачей школы считалась подготовка растущего человека к жизни, к трудовой деятельности, к выполнению им гражданских обязанностей и общественного долга. В связи с этим каждому ученику считалось необходимым дать в руки инструмент, который поможет ему постоянно добывать новые знания, уточнять свои мировоззренческие установки и нравственные идеалы. Решение этих задач предполагало учет интересов, потребностей и склонностей детей, их природных возможностей и дарований. Понимание необходимости разработки индивидуального подхода к учащимся было характерно для всех представителей прогрессивной педагогики России.
В начале XX в. в отечественной педагогике был выдвинут ряд педагогических концепций, ориентированных на поиски новых путей образования и воспитания ребенка.
На выставке экспонируются книги по общим вопросам воспитания и обучения, истории педагогики, методики преподавания, педагогической психологии, воспитательному чтению. Особенно интересен раздел, включающий старинные учебники для школ, гимназий и реальных училищ.
Приглашаем всех желающих!
Издания, заслуживающие особого внимания:
![«Искусство воспитания и обучения: уроки прошлого»](01m.jpg) |
Каптерев П.Ф. История русской педагогики. - 2-е изд., пересмотр. и доп. – Петроград: тип. В. Безобразова и К° (вл. Н.П. Зандман), 1915. - [2], XXII, 746 с.
Петр Федорович Каптерев, выдающийся российский педагог 2-й пол. XIX – нач. XX вв., одним из первых дал систематическое изложение развития российской педагогики за весь период существования. Разработал свою периодизацию её развития: от принятия христианства до Петра I - церковная педагогика; от Петра I до 60-х гг. ХIХ в. - государственная педагогика; с 60 гг. ХIХ в. - общественная педагогика. Анализируя школьный опыт и педагогические идеи прошлого, прежде всего, вычленял то, что помогает решать проблемы воспитания и обучения своего времени, удовлетворяет потребности народного образования. |
![«Искусство воспитания и обучения: уроки прошлого»](02m.jpg) |
Нечаев А.П. Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. - Санкт-Петербург : тип. И.Н. Скороходова, 1901. - XII, 236 с.
В конце XIX в. возникло новое направление в психологии и педагогике – экспериментальная педагогика, ставившая целью всестороннее исследование ребенка и обоснование педагогической теории экспериментальным путем. Первая отечественная лаборатория по экспериментальному исследованию ребенка в условиях школьной жизни была основана Александром Петровичем Нечаевым в Санкт-Петербурге в 1901 г. |
![«Искусство воспитания и обучения: уроки прошлого»](03m.jpg) |
Коменский Я.А. Яна Амоса Коменского великая дидактика : латинский текст с русским переводом Андрея Адольфа и Сергея Любомудрова : с иллюстрированным очерком жизни и деятельности Коменского и указателем имен и вещей. - Москва : К.И. Тихомиров, 1896. - XLVIII, 596 с., 1 л. ил.
Ян Амос Коменский – чешский педагог-гуманист, основоположник научной педагогики. Оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в XVII-XVIII вв.
Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике - «Дидактика», т.е. общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык, в то время международный язык науки, под названием «Великая дидактика». |
![«Искусство воспитания и обучения: уроки прошлого»](04m.jpg) |
Монтессори М. Дом ребенка : Метод науч. педагогики / Пер. с итал. С.Г. Займовского, доп. по англ. и амер. изд. со введ. проф. Гарвард. ун-та Генри Гольмса. - Москва : Задруга, 1913. - XXVI, 339, [4] с.
Мария Монтессори - итальянский педагог, учёный, философ. После того как работа Монтессори в римском доме ребёнка получила известность, на её метод обратили внимание в Северной Америке. Ее книга вышла сначала в Англии и США, а затем в 1913 г. и в России. По определению М. Монтессори, разрабатываемая ею педагогическая система представляет собой «метод свободного саморазвития ребенка в условиях подготовленной среды». |
![«Искусство воспитания и обучения: уроки прошлого»](05m.jpg) |
Магницкий Л.Ф. Арифметика Магницкого : Точное воспроизведение подлинника: С прил. ст. П. Баранова (Биогр. сведения о Магницком и ист. Значение его Арифметики). [Вып. 1]. - М. : П. Баранов, 1914. – 72 с.
«Арифметика» Леонтия Филипповича Магницкого - первый российский учебник по математике, изданный в 1703 г. На нем воспитывались целые поколения деятелей физико-математических наук. По его содержанию можно составить представление о направлении и характере преподавания арифметики в России в первой половине XVIII столетия и о качестве знаний, полученных в результате такой методики преподавания. |
![«Искусство воспитания и обучения: уроки прошлого»](08m.jpg) ![«Искусство воспитания и обучения: уроки прошлого»](09m.jpg) ![«Искусство воспитания и обучения: уроки прошлого»](10m.jpg) ![«Искусство воспитания и обучения: уроки прошлого»](11m.jpg)
1.09.2016 |