Государственное бюджетное учреждение культуры Тверская ордена "Знак Почета" областная универсальная научная библиотека им. А.М. Горького
 

контакты поиск

КАТАЛОГ БИБЛИОТЕКИ

Продление книг

 



КНИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ
в Тверской областной библиотеке им. А.М. Горького

 

«Лев Бакст – основоположник моды в Европе»
К 150-летию со дня рождения

С 1 по 31 августа в зале искусств представлена книжно-иллюстративная выставка «Лев Бакст – основоположник моды в Европе». (К 150-летию со дня рождения)

В феврале 2016 исполнилось 150 лет со дня рождения русского художника, сценографа, деятеля объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С.П. Дягилева Льва Самойловича Бакста (8 февраля 1866 – 28 декабря 1924), на Западе известного как Леон Бакст.

«Париж был подлинно пьян Бакстом»
Критик А. Левинсон

Книжная выставка «Лев Бакст – основоположник моды в Европе» к 150-летию со дня рождения

Л. Бакст знаменит, прежде всего, своими впечатляющими проектами для Русских сезонов С.П. Дягилева в Париже и Лондоне. Он создал декорации и костюмы к таким балетным спектаклям как «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Нарцисс» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912) и др., поражавшие зрителей своей фантазией, сказочной роскошью, утончённой изысканностью костюмов, новыми и смелыми сочетаниями красок. Фактически, Бакст стал первым русским модельером, ставшим всемирной знаменитостью. Его театральные костюмы еще при жизни выставлялись в Лувре. Реакция парижан на спектакли русских оказалась потрясающей и даже неожиданной. После «Клеопатры» и «Шахерезады» начала меняться французская, то есть, по сути, мировая мода.

«Одевайтесь, как цветок!»
Л. Бакст

До появления Л. Бакста мода была скупа на идеи и краски. Костюмы художника, явленные публике со сцены, подсказали новый путь развития моды, преобразив женщин. Стали модны дикие расцветки в духе «Шахерезады», смелые цветовые сочетания, соединение доселе не соединимых фактур – газа с бархатом, тонкого муслина с плотным шёлком, золота с серебром. «Бакст... сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже как в дамских платьях, так и на картинных выставках», – отмечал М. Волошин в «Московской газете».

После триумфальной постановки «Шахерезады» Л. Бакста по праву считают основоположником ориентализма в дизайне и моде XX века. Фантазия Бакста облекла персонажей драмы в расшитые жемчугом и пайетками туники, в пёстрые, перехваченные золотыми обручами шальвары и юбки-абажуры. Благодаря бакстовским постановкам стали популярны пёстрые ковры, подушки, абажуры с бахромой. Под влиянием «Шахерезады» стало модным сидеть на полу, возлежать на тахте и принимать гостей лежа: от этой моды отказались лишь в конце 1920-х годов.

Книжная выставка «Лев Бакст – основоположник моды в Европе» к 150-летию со дня рождения

Неожиданные находки в области моды были связаны не только с восточной темой. Л. Бакст смог привнести в парижскую и мировую моду русские мотивы. Так было не только с одеждой, но и с тканями, головными уборами, обовью. Л. Бакст стал использовать не известные там русские реалии: меховые шапки наподобие боярских, пальто, похожие на тулупы извозчиков, народные орнаменты и вышивки. Он сотрудничал с известным модным домом обуви «Хельстерн и сыновья». Обувь, созданная по эскизам Л. Бакста, была самой разнообразной: от сандалий в античном стиле до казацких высоких полусапожек. Успехом пользовалась бакстовская обувь в стиле «Ришелье» из вишнёвого шевро.

Л. Бакст не только рисовал эскизы одежды, головных уборов, обуви; он пытался пропагандировать новый образ жизни. В 1923–1924 годах художник прочёл в Америке и Канаде несколько лекций о моде, костюме, тенденциях и развитии стиля одежды. Огромный успех лекций у публики способствовал влиянию идей Л. Бакста на развитии американской моды.

Под очарование костюмов и декораций Л. Бакста попали известные модельеры Поль Пуаре, Коко Шанель и Дома моды «Пакен», «Сестры Калло», «Дреколь», «Бабани». Образы, созданные Бакстом, повлияли на творчество современных дизайнеров. В 1976 знаменитый кутюрье Ив Сен Лоран представил коллекцию «Русские балеты/оперы» от части, по мотивам костюмов Л. Бакста. К. Лакруа привнёс в свои коллекции 1980-х гг. аромат бакстовского востока. В. Зайцев показал в столице Франции коллекцию «Русские сезоны в Париже», посвящённую Дягилеву и Баксту.

На выставке представлены альбомы, статьи с репродукциями эскизов Л. Бакста, а также книга, рассказывающая об истории моды XVIII-XX вв. на примере коллекции института костюма Киото, серия книг «Memoires de la mode от Александра Васильева», посвящённая воспоминаниям величайших кутюрье, манекенщиц, критиков и дизайнеров XX века. Также вниманию зрителей представлен документальный фильм об одном из самых известных дизайнеров Ив Сен-Лоране.

Книжная выставка «Лев Бакст – основоположник моды в Европе» к 150-летию со дня рожденияКнижная выставка «Лев Бакст – основоположник моды в Европе» к 150-летию со дня рожденияКнижная выставка «Лев Бакст – основоположник моды в Европе» к 150-летию со дня рождения

29.07.2016

Web-мастерская
weblib@tverlib.ru
© 1998-2016 Тверская областная библиотека им. А.М. Горького.
Внимание! При использовании материалов сайта ссылка на ресурс обязательна.