КНИЖНЫЕ
ВЫСТАВКИ в
Тверской областной библиотеке им. А.М. Горького
«Юргенсон - российский издатель…»
«…Ваша обширная просвещенная деятельность
по части музыкального образования,
Ваши многочисленные издательские труды
и предприятия неоспоримо доказывают,
что Вы глубоко понимаете облагораживающее,
просвещающее и возвышающее значение великой
силы – музыки и вообще эстетического воспитания.
Никто не потрудился, да и не трудится на поприще
издания музыкальных произведений у нас в России
с таким сознанием святости своего дела
и его высокой важности, как Вы».
(Из письма А.В. Преображенского к П.И. Юргенсону)
С 15 июля в зале нотно-музыкальной литературы работает выставка, посвященная 180-летию со дня рождения Петра Ивановича Юргенсона, основателя крупнейшего в дореволюционной России музыкального издательства.
Пётр Иванович родился в 1836 году в Ревеле (ныне Таллин) в семье шкипера рыбачьего судна. В молодости изучил на практике издательское и торговое дело, работая нотным гравёром и приказчиком в нотоиздательстве Ф.Т. Стелловского, затем заведующим нотным отделом торгового дома К. Шильдбаха в Москве.
По совету основателя Московской консерватории, пианиста и дирижера Николая Григорьевича Рубинштейна в 1861 году открыл в Москве собственную издательско-торговую фирму. Сначала Юргенсон издавал только ноты, а с 1866 года стал издавать и книги по музыке. Многие учебники и пособия были созданы преподавателями Московской консерватории. К редактированию нотных текстов нередко привлекались крупные музыканты – Н. Рубинштейн, М. Балакирев, С. Танеев, П. Чайковский.
В 1867 году Юргенсон основал первую в России нотопечатню. К началу XX века его издательство стало самой большой нотоиздательской и нототорговой фирмой в России, имевшей отделение в Лейпциге. Он не только много сделал для распространения русской музыки в пределах страны и за границей, но и добился высокого качества выпускаемой продукции.
Основная заслуга П.И. Юргенсона – последовательная работа над изданиями сочинений русских композиторов. Он был первым и практически единственным издателем сочинений П.И. Чайковского.
Юргенсон во многом содействовал популярности молодого композитора. Их дружба началась со времени приезда Чайковского в Москву и продолжалась до самой смерти композитора. Чайковский дружил не только с самим издателем, но и со всей его семьёй. Четыре свои произведения Пётр Ильич посвятил членам семьи Юргенсон: романс «Слеза дрожит» самому Петру Ивановичу, «Экспромт-каприс» его жене Софье Ивановне, «Шалунья» Александре Петровне, «Мазурку» для танцев дочери Иосифа Ивановича Луизе.
За время своего существования музыкальное издательство «П. Юргенсон» выпустило в свет произведения более 500 русских композиторов. Впервые в России издано полное собрание фортепианных сочинений классиков зарубежной музыки. Тридцать пять тысяч музыкальных изданий - таков итог деятельности фирмы к 1917 году.
Более подробная информация о Петре Ивановиче Юргенсоне, содержится в представленной на выставке книге Сергея Владимировича Белова «Музыкальное издательство П.И. Юргенсона», в которой автор повествует о жизни и деятельности крупнейшего музыкального издателя.
В 1918 году фирма перестала существовать под своим именем, на ее основе возникло Государственное музыкальное издательство, ставшее в будущем после ряда промежуточных названий «Музыкой». После революции имя великого издателя долгие десятилетия почти не упоминалось.
Идею генерального директора издательства «Музыка» Марка Александровича Зильберквита о возрождении великого бренда поддержал правнук основателя великой фирмы Борис Петрович Юргенсон. Так в конце 2004 года в Россию вернулась знаменитая российская марка.
Новый «П. Юргенсон», безусловно, уступает по масштабам своему одноименному предшественнику, однако его деятельность происходит по тем же заветам и принципам, главный из которых – пропаганда великого наследия русской музыки.
В качестве логотипа молодого издательства был выбран знак, выполненный в свое время знаменитым русским художником Мстиславом Добужинским. Издания с характерным оранжевым цветом обложек за прошедший период стали важной частью новых поступлений отечественных и зарубежных библиотек, украшением личных коллекций.
Отправной точкой для молодого издательства и данью памяти П.И. Юргенсону стало издание сочинений П.И. Чайковского. Выбор этого проекта подсказала сама история. Сочинения композитора Юргенсон начал издавать задолго до того, как музыка его приобрела широкую известность в России. Веря в гениальность композитора, издавались заведомо неприбыльные партитуры опер, балетов, симфоний.
Личность и творчество композитора раскрылись с совершенно новых сторон благодаря ряду важнейших и уникальных изданий, появившихся в сотрудничестве с Государственным мемориальным музыкальным музеем-заповедником П.И. Чайковского в Клину.
Представленный на выставке «Тематико-библиографический указатель сочинений П.И. Чайковского» – монументальный энциклопедический справочник, подробно описывающий все музыкальное и литературное наследие композитора. Указатель представляет собой аналог указателя сочинений Моцарта, созданный Кёхелем, и является первым опытом в этом жанре в отечественной музыке.
Книга «Неизвестный Чайковский» позволяет ознакомиться с публикуемыми впервые письмами и документами, редкими фотографиями из личного архива П.И. Чайковского и его семьи. Центральное место книги занимают 29 ранее неизвестных писем композитора, его личные документы (включая завещание), а также письма к братьям Анатолию и Модесту и к другим лицам, подвергшиеся купированию в «Полном собрании сочинений» по цензурным соображениям. Эта книга – еще одна попытка «рассказать текстами документов о неизвестных сторонах жизни великого композитора, чертах его личности, характера, – о том, что так полно отражено в его творческом наследии», – пишет редактор-составитель издания, один из наиболее авторитетных исследователей и знатоков творчества Чайковского Полина Ефимовна Вайдман.
В экспонируемых альбомах с романсами Чайковского, каждая тетрадь соответствует одному опусу, именно так и желал видеть эти сочинения сам Пётр Ильич.
П.И. Юргенсон всегда ратовал за чистоту авторского текста. Потому издание уртекстов (авторского текста без редакторского вмешательства) – предмет особого внимания для молодого издательства.
Подготовку демонстрируемых на экспозиции «Картинок с выставки» Модеста Мусоргского выполнил редактор издательства Владимир Аркадьевич Самарин. Это результат кропотливого изучения авторской рукописи. Его отличает тщательно выверенный авторский текст, двуязычность комментариев, красочность оформления, воспроизводящего рисунки Виктора Александровича Гартмана.
На выставке представлена уникальная публикация шедевра мировой классики – Сонаты для виолончели и фортепиано Сергея Рахманинова, которая впервые включает факсимиле редакции виолончельной партии, принадлежащей выдающемуся русскому виолончелисту Даниилу Борисовичу Шафрану (1923–1997).
Завершают экспозицию клавиры опер от немецких издательств «Schott», «C.F. Peters» и итальянского «Ricordi». Ведь все годы своего существования «П. Юргенсон» является также крупной книготорговой фирмой, представляющей в России продукцию крупнейших зарубежных музыкальных издательств.
Деятельность молодого издательства «П. Юргенсон» доказывает, ныне воссозданный российский бренд уже занял свою нишу в современной русской музыкальной культуре.
Выставка работает до 31 июля. Приглашаем всех желающих!