«Многогранный талант»
С 3 по 15 мая в зале искусств представлена книжно-иллюстративная выставка «Многогранный талант», посвящённая 145-летию со дня рождения художника Игоря Грабаря.
Автопортрет в белом халате.
1934 |
«Искусство, искусство, искусство. С детских лет и до сих пор оно для меня –
почти единственный источник радости и горя, восторгов и страданий,
восхищения и возмущения, единственное подлинное содержание жизни».
(И. Э. Грабарь, автомонография «Моя жизнь», 1937 г.) |
Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) – человек удивительной судьбы и поистине энциклопедического таланта: прекрасный живописец, глубокий знаток русского искусства, с дореволюционных времен бессменный руководитель Третьяковской галереи, редкий по дарованию пера пропагандист художественного творчества. Советское искусствознание в огромной мере обязано своим становлением И. Грабарю. Его кипучей энергии хватало на то, чтобы писать острые рецензии в «Ниву», работать над многотомной «Историей русского искусства», руководить реставрационными мастерскими. Он принимал непосредственное участие в сохранении Троице-Сергиевой лавры и реставрации рублевской «Троицы». Такая работа, считал Грабарь, «не служба, не обуза, даже не труд, а наслаждение, сплошная радость».
В том, что эти эпитеты и оценки вовсе не преувеличение, читатель сможет убедиться, ознакомившись с его воспоминаниями «Моя жизнь», изданными в 1937 году. |
|
|
|
|
В письмах Грабаря к его современникам, известным художникам, деятелям искусства и вообще лицам «самых разнообразных положений, занятий, состояний, классов», отразилась не только многосторонняя художественная деятельность этого человека, но в большей степени – художественная жизнь эпохи. |
Будь то пейзаж, натюрморт или портрет – всюду проявляется характер художника, его поэтичное, восторженное видение окружающего, пристальное внимание к человеку, неиссякаемый оптимизм. Исколесивший Европу, он всегда скучал по среднерусской полосе, обожал русскую зиму.
Памятником этому выдающемуся человеку служат не только его живописные полотна, труды, но и носящие его имя Институт истории искусств при Академии наук и Государственные реставрационные мастерские.
На выставке представлены: многотомник «История русского искусства» под редакцией И.Э. Грабаря, автомонография и письма художника, альбомы, статьи.
Книжная выставка дополнена иллюстративным материалом. |
Февральская лазурь.
1904 |
Выставка предназначена для педагогов и учащихся художественного колледжа, а так же широкого круга читателей, интересующихся историей отечественного искусства. |
29.04.2016 |