«Военные фильмы периода оттепели»
С 1 по 15 мая в зале искусств представлена выставка «Военные фильмы периода оттепели».
Во времена хрущевской «оттепели» военная тема занимала по-прежнему большое место в кино, но звучала по-иному. Впервые в кино была изменена точка зрения, были расширены границы дозволенного, появился новый герой, пришло осознание и осмысление происшедшего.
Военные фильмы периода оттепели, по достоинству составляют славу мирового кинематографа. Черно-белая строгость и пронзительная трагичность этих лент вдохновила Стивена Спилберга на его знаменитого «Шиндлера».
|
Летят журавли (1957)
Режиссер Михаил Калатозов.
В главных ролях: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов и др.
Фильм снят по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Идея нравственного преображения личности – вот что привлекло Калатозова в произведении Розова. Некоторые кадры этого фильма: гибель Бориса посреди кружащегося хоровода берез, проход Вероники сквозь ликующую толпу – стали хрестоматийными, вошли во все учебники о кино. Они принесли всемирную славу не только Калатозову, но и оператору Сергею Урусевскому, новаторская съемка которого получила в мировом кино термин «субъективная камера Урусевского». Представленный в 1985 году на IX Международном кинофестивале в Каннах, фильм стал его сенсацией и завоевал приз - «Золотую пальмовую ветвь». Татьяна Самойлова – первая из советских актрис получила в Каннах приз за лучшую женскую роль. |
|
Баллада о солдате (1959)
Режиссер Григорий Чухрай
В главных ролях: Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко и др.
Чухрай снял фильм о вчерашних мальчишках, надевших солдатскую форму, которым так не хочется умирать, но лихость дворовых хулиганов не позволяет им пасовать и выказывать трусость. Об искалеченных телах и душах. О любви, что дает силы жить. Чухрай проявил проницательность в выборе актеров, сумевших каждый в своем, пусть небольшом эпизоде создать яркий, запоминающийся характер. Но более всего определило судьбу фильма смелое режиссерское решение пригласить на главные роли совсем тогда неизвестных исполнителей – студентов ВГИКа Владимира Ивашова и Жанну Прохоренко. |
|
Судьба человека (1959)
Режиссер Сергей Бондарчук
В главных ролях: Сергей Бондарчук, Павлик Борискин и др.
Что бы ни говорили историки о такой неоднозначной личности, как Никита Хрущев, без него в жизни советского общества не было бы периода, называемого «оттепелью», а в нашем искусстве в том числе и такого фильма, как «Судьба человека». Михаил Шолохов написал свой драматический рассказ не о «типичном» герое войны, а о том, что в недавнем времени воспринимался бы как «враг народа». О драме солдата, попавшего в плен, прошедшего все круги фашистского ада, но не сломленного, выстоявшего, не потерявшего человеческого достоинства. |
|
Два Федора (1959)
Режиссер Марлен Хуциев
В главных ролях: Василий Шукшин, Коля Чурсин, Тамара Семина и др.
В картине «Два Федора» режиссер М. Хуциев сосредоточил свое внимание на взаимоотношениях двух героев – Федора большого и Федора малого, сироты, усыновленного солдатом после демобилизации. И не одиночество двух обездоленных войной людей привлекло режиссера, а пути сближения, возрождения к новой жизни мужчины и мальчика, познавших горечь невзгод и утрат. Для воплощения образа Федора большого М. Хуциев нашел такого актера, как Василий Шукшин. Его правдивость и органичность много дали картине. Это первые роли в кино Василия Шукшина и Тамары Семиной. |
|
Иваново детство (1962)
Режиссер Андрей Тарковский
В главных ролях: Коля Бурляев, Валентин Зубков и др.
Рассказ «Иван», написанный Юрием Богомоловым в 1957 году, стал уже хрестоматийным и был переведен более чем на двадцать языков, когда опытный драматург Михаил Папава по-своему переложил для кино его сюжет. Фильм начинал снимать молодой режиссер Эдуард Абалов. Материал оказался неудачным. Михаил Ромм порекомендовал своего ученика Андрея Тарковского. В июне 1962 года картина вышла в свет. Зрительский прием был самым добрым. После великих отечественных фильмов конца 50-х («Летят журавли, «Баллада о солдате», «Судьба человека»), даже после них, это было новое видение войны, очень жестокое, душераздирающее. В августе 1962 года фильм «Иваново детство» был отправлен на кинофестиваль в Венецию, где получил «Золотого льва». |
|
На семи ветрах (1962)
Режиссер Станислав Ростоцкий
В главных ролях: Лариса Лужина, Вячеслав Тихонов и др.
Фильм-притча с весьма незаурядной структурой сценария. Война служит лишь фоном и не является основной темой. Действие физически не выходит за границы одного дома «на семи ветрах», который выступает "театральной сценой" для фильма. Но с развитием сюжета меняются декорации: редакция - госпиталь - фронт - госпиталь - редакция. Добрая и яркая история любви, история простого героизма, и по оценке критиков, один из лучших фильмов Станислава Ростоцкого. Замечательный актёрский ансамбль, сочный язык, уверенная режиссура, запоминающиеся песни Галича сделали фильм любимым для многих поколений кинозрителей. |
|
Обыкновенный фашизм (1965)
Режиссер Михаил Ромм
Художественно-публицистический фильм Михаила Ромма, в котором режиссер выступил в роли рассказчика, был выпущен на экраны в 1965 году и получил награду «Золотой голубь», а также приз на VIII Международном кинофестивале документальных фильмов в Лейпциге. Фильм представляет собой своеобразное исследование, по сути, это попытка разобраться в истоках такого явления, как фашизм. И по сей день картина является самой мощной антивоенной и антифашистской отечественной лентой. |
Представленные видеофильмы вы можете посмотреть
в зале искусств на большом экране
бесплатно!
Приглашаем всех желающих!
Справки по тел. 34-95-59
28.04.2016 |