КНИЖНЫЕ
ВЫСТАВКИ в
Тверской областной библиотеке им. А.М. Горького
«Токката жизни»
«Я придерживаюсь того убеждения, что композитор,
как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу.
Он должен украшать человеческую жизнь и защищать ее.
Он прежде всего обязан быть гражданином в своем искусстве,
воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему.
Таков, с моей точки зрения, незыблемый кодекс искусства…»
С. С. Прокофьев
1 апреля в зале музыкально-нотной литературы открылась выставка, посвящённая 125-летию со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева – выдающегося композитора ХХ века, пианиста, дирижёра, новатора целой эпохи в развитии советской и мировой музыки.
Народный артист РСФСР, лауреат Ленинской и шести Сталинских премий, великий гений родился в селе со звонким названием Сонцовка в семье агронома, управляющего имением.
Семья сумела обеспечить одаренному мальчику все условия для быстрого духовного созревания. Особенно была велика роль матери – хорошей пианистки, ставшей его первым музыкальным воспитателем. Жизнь в деревенской усадьбе среди степной природы, крестьянские песни навсегда оставили след в сознании композитора, заложив основы его гармоничного мировосприятия. В пять лет Прокофьев сочинил первую пьесу для фортепиано. Дарование мальчика высоко оценил Сергей Иванович Танеев, по его рекомендации в Сонцовку дважды приезжал на летние месяцы Рейнгольд Морицевич Глиэр – первый учитель Прокофьева по композиции. В тринадцать лет Сергей был принят в Петербургскую консерваторию, учился у Лядова и Римского-Корсакова. На выпускном экзамене Прокофьев сыграл свой Первый концерт для фортепиано с оркестром и получил почётную премию имени Рубинштейна.
Экспозицию открывают книги, о жизни и творчеством пути композитора. Хочется особо отметить уникальное издание «Дневник», который состоит из трех частей. Книга – достоверный документ, по которому можно проследить постепенное превращение Сережи Прокофьева из романтического и восторженного юноши в зрелого, знающего себе цену, опытного композитора и виртуозного пианиста. Дневник, который автор вел на протяжении двадцати шести лет, составляют два тома текста, охватывающих русский (1907–1918) и зарубежный (1918–1933) периоды жизни композитора. Третий том «Лица» — фотоальбом из архивов семьи, включающий редкие и ранее не публиковавшиеся снимки.
Очень содержательна книга, написанная самим композитором «Автобиография». «Если бы я был не композитором, я, вероятно, был бы писателем…», – признался как-то Сергей Прокофьев. Тот, кто прочтет его «Автобиографию», убедится: Прокофьев-писатель равновелик Прокофьеву-композитору и пианисту. Эта таинственная книга прямодушно, ничего не скрывая, повествует, как из мальчика вырастает гений. Автор добросовестно перечисляет особенности режима и воспитания, впечатления и замыслы, советы педагогов и свои первые открытия в мастерстве.
Ещё об одном сильном увлечении композитора, которое прошло через всю жизнь, а началось в семилетнем возрасте, рассказывает книга Ю. Р. Святослава «С. С. Прокофьев и шахматы».
О дружбе двух замечательных музыкантов повествует издание «С. С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский. Переписка», которое содержит огромное эпистолярное богатство – подлинные письма этой переписки, длившейся более сорока лет.
Занимательна и увлекательна книга Галины Соловьевой «Прокофьев», вышедшая в серии «Имена на всю жизнь». Она несомненно заинтересует юных читателей.
Продолжает экспозицию один из самых значительных разделов творческого наследия Прокофьева – фортепианная музыка, которая представлена в нотных сборниках и CD-альбомах. Это пьесы, многие из которых объединены в циклы: «Мимолетности», «Сарказмы», «Детская Музыка». Ярким образцом симфонического творчества мастера является симфоническая сказка на собственный текст «Петя и волк» с инструментами-персонажами. Здесь же представлен ряд вокальных сочинений, оратории, кантаты.
Завершают экспозицию клавиры опер и балетов. В том числе, самые выдающиеся произведения композитора – балеты «Золушка» и «Ромео и Джульетта», последняя опера «Повесть о настоящем человеке».
Творчество С. С. Прокофьева получило всемирное признание. Прокофьев внес в музыку необузданную энергию, натиск, динамизм.