«Константин Симонов: человек и патриот»
к 100-летию со дня рождения
С 25 ноября в холле 2 этажа работает выставка «Константин Симонов: человек и патриот» к 100-летию со дня рождения.
Моя цель – дать почувствовать читателю, какой
была эта война. Победа нам досталась дорогой ценой…
Если я не расскажу об этих трудностях, тогда мне
не удастся рассказать о мере подвига нашего народа.
К.Симонов
Имя Константина Симонова для людей родившихся и выросших в ХХ веке неразрывно связано с Великой Отечественно войной. Именно в это трагическое для всей страны время развился талант одного из крупных поэтов первого советского поколения, именно в это время он стал тем, кем он стал. Семейные традиции, любовь матери к литературе и сочинительству, стремление отчима, красного командира, воспитать в будущем поэте храбрость, трудолюбие, прямоту, непримиримость по отношению к лжи, лени, трусости определили тему и интонации симоновских произведений: смелость, мужество, крепкая мужская дружба, верность и преданность. Печататься он начал в 1934 году, в 1938-м его принимают в Союз писателей, а в 1939-м – назначают поэтом газеты «Героическая красноармейская» на Халхин-Голе. Это была его первая война.
Великая Отечественная началась для военного корреспондента Симонова 23 июня 1941 года в армейской газете Западного фронта, а закончилась 9 мая 1945-го. Подполковник Симонов присутствовал на подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии. Два стихотворения облетели всю страну и стали символами войны – «Жди меня», молитва верности и клятва любви для тех, кто был на передовой и в тылу и «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», ставшее одним из самых известных во всей отечественной военной поэзии. В послевоенное время К. Симонов пишет прозу: эпопея-трилогия «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето», пьесы, сценарии, очерки. Он был главным редактором журнала «Новый мир», «Литературной газеты», секретарем Союза писателей СССР. К.М. Симонов – лауреат шести сталинских премий. Последняя книга, которую он надиктовывал до самых последних дней своей жизни – «Глазами человека моего поколения» – увидела свет спустя почти десять лет после смерти автора.
На выставке «Константин Симонов: человек и патриот» представлены книги, публикации из периодической печати о жизни и творчестве писателя, проза и поэтические сборники, художественные фильмы, снятые по его произведениям: «Жди меня» и «Парень из нашего города». Экспозиция содержит издания о Симонове как «авторе театра».
Широко представлены материалы о Константине Симонове военном корреспонденте, который «много перевидал, еще больше перечувствовал». После окончания курсов военных корреспондентов при Военно-политической академии в июне 1941 года он работал в редакции газеты Западного фронта «Красноармейская правда», а потом в «Красной звезде». Он посылал свои стихи, очерки, статьи с Западного, Закавказского, Северокавказского, Южного, Украинских и Ленинградского фронтов. Войска Западного фронта в декабре 1941 года принимали участие в освобождении г. Калинина с 15 на 16 декабря. На следующий день по заданию редакции газеты «Красная звезда» Симонов прилетал в освобожденный Калинин с фотокорреспондентом Александром Капустянским для сбора материалов для статьи. 18 декабря очерк «Штурм» («Вчера в Калинине») об освобождении первого областного центра напечатали в «Красной звезде». После войны писатель рассказал об этой поездке в книге «Разные дни войны: дневник писателя». На выставке можно увидеть очерки «Вчера в Калинине» и «Мост под водой» о подготовке к наступлению недалеко от Ржева. К. Симонов не только писал о том, что видел, как военный корреспондент, но и ходил в разведку, участвовал в атаках, опасных переправах под обстрелами врага.
К юбилею в журнале «Новый мир» опубликованы письма Симонова родителям в военные годы – «Дорогие мои старики». Подготовила тексты дочь Екатерина Симонова-Гудзенко. «Переписка с родителями – не только часть моей собственной жизни в годы войны, но, как мне думается – и нечто более существенное. Называть это связью поколений – было бы слишком громко. Но какая-то частица этой общей связи здесь наверно присутствует, как и в истории всякой другой семьи на таком драматическом отрезке общественной и семейной жизни – как война» – написал в предисловии Константин Михайлович. |
Воспоминания Лидии Корнеевны Чуковской «Полгода в "Новом мире"» рассказывают о работе с Симоновым-редактором, предложившим ей заведовать отделом поэзии в журнале.
|
Книга «Мир и война. Очерки из истории русской советской драматургии 1946-1980 годов» посвящена пьесам, написанным в послевоенное десятилетие: 1946-1956 годы. Она продолжает коллективный труд Отдела театра Государственного института искусствознания, начатый книгами «Парадокс о драме» (1993) о запрещенных пьесах 20-30-х годов и «Музы и пушки» (2002) о драматургии времени Великой Отечественной войны. В статье В.А. Максимовой «Константин Симонов. Человек нормы, или «Четыре моих я…» автор раскрывает тематику, географию, образы симоновских послевоенных пьес, написанных на «заграничном материале». |
|
Документальное расследование Б. Сарнова «Сталин и писатели» в 4-х томах. Автор подробно рассматривает историю отношений известных писателей и поэтов с советской властью и ее руководителем. В четвертой книге большая статья посвящена К. Симонову. На основе документов (писем, стенограмм, записок, телеграмм, записей бесед и других материалов) Б. Сарнов показывает, чем обернулась для писателя любовь «вождя», у читателей, в свою очередь, есть уникальная возможность составить собственное мнение об этой сложной части биографии К. Симонова. |
Двухтомник «Разные дни войны» – это не мемуары профессионального военного и не труд историка, а дневник писателя, своими глазами видевшего события Великой Отечественной войны и правдиво о них рассказавшего.
|
В книге «Письма о войне» правда о войне предстает в самых разных аспектах: в письмах солдатам, офицерам, писателям, читателям, деятелям культуры. |
Ранее не публиковавшаяся полностью книга воспоминаний К. Симонова «Сто суток войны» написана на основе его фронтовых дневников. Автор правдиво и откровенно рассказывает о начале Великой Отечественной войны, о ее первых трагических ста днях и ночах, о людях, которые приняли на себя первый, самый страшный удар гитлеровской военной машины.
|
«Глазами человека моего поколения» – последняя работа писателя, вышедшая в свет в журнале «Знамя» в 1988 году. Она далась ему нелегко и была закончена за несколько месяцев до смерти. Содержание ее раскрывает подзаголовок: «Размышления о И.В. Сталине». Но книга не только о Сталине, но и о времени, о себе, о детстве, юности, становлении личности, о том, как он воспринимал происходящее в стране в ту пору и потом, как и в связи с чем изменялось его отношение к Сталину, за что он, оглядываясь на прожитые годы, чувствовал себя ответственным перед своей совестью. Нравственный лейтмотив книги – расчет с прошлым, покаяние, очищение. Второй раздел книги – «Сталин и война», заметки к биографии маршала Г. К. Жукова, записи о встречах с И. С. Коневым и другими крупными военачальниками. |
03.12.2015 |