«Ещё я долго буду петь …»
к
120-летию великого русского поэта Сергея Есенина
С 1 по 15 октября в Большом читальном зале работает книжно-иллюстративная выставка «Ещё я долго буду петь …», посвящённая 120-летию великого русского поэта Сергея Есенина.
На выставке представлены, в первую очередь, книги известных есениноведов. Но привлекают внимание, естественно, новые публикации (книги, журнальные статьи, работы из научных сборников), которые серьёзно расширяют и углубляют представления современного читателя о жизни и творчестве великого русского поэта и его месте в истории русской литературы XX века.
|
Есенина называли деревенским, крестьянским поэтом. Но с годами становилось всё яснее, что такое представление о нём поверхностное. Его неповторимое дарование уходит корнями в глубину русской и мировой культуры, истории, народного мироощущения. Есенин по самому высокому счёту философичен, экзистенционален. Какой бы темы ни касался поэт, он стремился к построению целостного художественного универсума, превращению хаоса в космос. Об этом очень убедительно пишет А.Н. Захаров в статье «Художественно-философский мир Есенина». Известный исследователь русского космизма, С.Г. Семёнова, описывая мировоззрение и эстетический мир поэта в книге «Русская поэзия и проза 1920-1930-х гг. Поэтика-Видение мира-Философия» и в книге «Метафизика русской литературы. Том 1», также выделяет его онтологическую и экзистенциональную проблематику.
О. Лекманов и М. Свердлов в книге «Сергей Есенин. Биография», подробно исследовав обстоятельства биографии поэта, на основе многочисленных документальных свидетельств, стремятся воссоздать целостный образ личности Есенина, лишённый мифологического флёра. Это, пожалуй, самая подробная биография от раннего детства до трагического финала жизни поэта. Книга очень объёмная, полиграфически прекрасно издана и богато иллюстрирована.
|
Проникновенный лирик и крупный эпический поэт, Есенин во многом предвосхитил художественные открытия в мировой литературе XX века. Об этом обстоятельно пишет Н.И. Шубникова-Гусева в книге «Объединяет звуком русской песни…: Есенин и мировая литература». Эта первая обобщающая работа, посвящённая теме, наименее изученной в истории русской литературы XX века. Соединяя воедино разрозненные по отдельным работам, забытые и незамеченные факты, сравнивая закономерности восприятия жизни и творчества Есенина в разных странах, причины исключительной популярности поэта автор стремится полнее обрисовать важную тему, чтобы понять значение творчества Есенина для мировой литературы. Важна в этом плане и книга «Словацко-русские межлитературные связи: страницы истории» А.Г. Машковой.На выставке представлены и другие очень интересные работы Н.И. Шубниковой-Гусевой. Например, в статье «Есенин и русская история» поэт впервые раскрыт как поэт-историк, отразивший в своих поэмах важнейшие узловые события русской истории и их связей с современностью.
Художественные открытия Есенина рождались в диалоге со своими великими современниками и предшественниками, особенно, с Пушкиным. А.С. Пушкин для Есенина бесспорно – самый выдающийся человек в истории России. «Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века» В.В. Мусатова, «Пушкинская традиция в поэме С.А. Есенина “Анна Снегина”» С.Н. Пяткина, «Пушкин и Есенин: Новое о Есенине. Выпуск V» - вот далеко неполный перечень работ, посвящённых теме «Пушкин и Есенин».
Лучшие русские поэты черпали вдохновение в Книге книг и, каждый на свой лад, преломляли бессмертные истины в своём творчестве. О библейских образах и мотивах в творчестве Есенина живо и горячо, без религиозного фанатизма пишет Т. Жирмунская в книге «Я - сын эфира, Человек», Г. Красников в статье «Роковая зацепка за жизнь…» и другие авторы.
На выставке много воспоминаний о Есенине современников поэта: известных, редких, совсем неизвестных, которые позволяют почувствовать живую атмосферу того времени: «Сергей Есенин глазами современников», «Русское зарубежье о Сергее Есенине», «Сергей Есенин в воспоминаниях современников», Е.Г. Полонская «Города и встречи», «Как жил Есенин», «Живой Есенин» и другие.
Не будет большим преувеличением утверждение, что Есенин – самый музыкальный поэт. Начиная с 1920-х годов и по настоящее время, композиторы черпают вдохновение из этого неиссякаемого источника. Музыкальные произведения написаны в самых разных жанрах: оперы, кантаты, сочинения для хора, сюиты, известные вокальные циклы В. Шебалина, Д. Кабалевского, Т. Хренникова, Г. Свиридова. Стихи поэта звучат в исполнении А. Вертинского, Л. Зыкиной, Д. Хворостовского, А. Малинина и многих других.
Читателю на выставке предоставляется редкая возможность посетить исторические места в России и за рубежом, связанные с именем поэта: Константиново Рязанской области, Москву, Петроград, Ленинград, Тверь, Грузия, Баку, Ташкент, Америку, Германию и др.
01.10.2015 |