КНИЖНЫЕ
ВЫСТАВКИ в
Тверской областной библиотеке им. А.М. Горького
«Жизнь, более яркая, чем легенда»
«Другой такой никогда не было и не будет. Она превосходит себя,свои песни,
их музыку и слова.
Она превосходит всех нас.» Жан Кокто – поэт и драматург
15 декабря в зале музыкально-нотной литературы начала работать выставка «Жизнь, более яркая, чем легенда» (к 100-летию со дня рождения Эдит Пиаф).
Она пела на улице Парижа, и звали её Джованна Гассион. Однажды её услышал проходивший по авеню хозяин кабаре «Жерни» Луи Лепле. Пораженный голосом и артистизмом юной певицы, Лепле предложил девушке выступить в его кабаре, где она и дебютировала, под псевдонимом – «Mome Piaf», что означало «Воробышек» …Экспозиция посвящена самой популярной французской певице прошлого столетия. Дитя парижских улиц, она принесла на эстраду мотивы, которые напевают на окраинах и в кабачках на Монмартре, в метро и в очереди на стоянках автобусов. Свои произведения Эдит Пиаф исполняла совсем по-особому, так могла петь она одна. Иногда её песня была приветливой и ласковой, иногда звучала иронически, но чаще всего – трагически. Когда она пела, на эстраде мюзик-холла или модного кабаре выступала великая трагическая актриса.
Экспозицию об одной из самых романтичных и ярких певиц двадцатого века открывает ряд книг и журнальных статьей из великого множества литературы, что написана о её жизни и нелёгкой судьбе. Одна из них – воспоминания подруги по уличным странствиям Эдит – Симоны Берто «Эдит Пиаф». Словно кадры фильма, проходят перед читателем яркие эпизоды жизни великой певицы Франции, полные драматических коллизий судьбы: Эдит, страдающая и счастливая на сцене и в жизни, её Париж, друзья и возлюбленные, её песни… «Я прожила две жизни, – утверждала артистка. – Я не жалею ни о чём».
Ещё одно интересное издание – книга Сильвена Райнера «Эдит Пиаф» является свидетельством того, какой удивительной проницательностью и острым умом она обладала. Автор не был лично знаком с Эдит и уж тем более не входил в число её близких друзей, однако он смотрит на Пиаф глазами человека, который от всей души поклоняется её искусству.
На выставке представлены журналы «Музыкальная жизнь» и «Обсерватория культуры», куда включены очень интересные статьи о творчестве французской певицы, воспоминания о ней писателя, поэта, драматурга, художника и кинорежиссёра Жана Кокто. Кокто не писал ей песни. Он сделал больше – он предложил ей театр, а именно пьесу «Равнодушный красавец». Будучи всю жизнь близкими друзьями, они умерли в один день 11 октября 1963 года с разницей в шесть часов.
Песни Пиаф не оставляют никого равнодушными, они звучат в десятках фильмах, а их мотивы знакомы, наверное, людям всех возрастов и национальностей. На выставке экспонируются грампластинки и CD-альбомы с записями известнейших песен «Гимн любви», «Милорд», «Жизнь в розовом цвете», «Падам, падам», «Я ни о чем не жалею».
Особенно примечательна редкая запись «Поет Эдит Пиаф. Рассказывает Наталья Кончаловская», воспроизводящая поэтические интерпретации песен Эдит Пиаф в исполнении Кончаловской. Её удивительный, глубокий голос великолепно сочетается с неповторимыми мелодиями легендарной певицы. Здесь же хочется упомянуть и книгу Натальи Петровны «Эдит Пиаф: Песня, собранная в кулак», которая повествует о самой Эдит и о тех, кому выпало счастье быть её другом и слушателем.
Своей карьерой Пиаф обязаны многие: от Ива Монтана до Шарля Азнавура. Почти все они так или иначе в разные периоды жизни были её возлюбленными. В заключительном разделе экспозиции мы представили нотные альбомы знаменитых песен Эдит, грампластинки с записями голосов её талантливых и верных учеников, книги о них и о французском шансоне в целом.
Ждем всех неравнодушных к творчеству легенды французского шансона. Выставка будет работать до 3 января.