Государственное бюджетное учреждение культуры Тверская ордена "Знак Почета" областная универсальная научная
библиотека им. А.М. Горького
 

контакты поиск

КАТАЛОГ БИБЛИОТЕКИ

Продление книг

 



КНИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ
в Тверской областной библиотеке им. А.М. Горького

«Музыка – душа моя!»

Пой в восторге, русский хор,
Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! Наш Глинка –
Уж не Глинка, - а фарфор.
(М. Ю. Виельгорский
в честь премьеры оперы
М. И. Глинки «Иван Сусанин»)

Глинка – солнце русской музыки
(Ю. А. Шапорин)

С 1 июня в секторе музыкально – нотной литературы работает выставка «Музыка – душа моя!», посвященная 210-летию со дня рождения М. И. Глинки. В ряду великих композиторов, составивших славу и гордость русской музыки, имя Михаила Ивановича Глинки сияет немеркнущим светом.

Экспозицию открывает раздел, в котором представлена литература, повествующая о М. И. Глинке в ряду других знаменитых русских музыкантов.

Книга Лаевского С. Д. «Начало пути» (Санкт-Петербург., Союз художников, 2009.), вышедшая в серии «Гении земли русской» рассказывает о русских композиторах, подаривших миру замечательную музыку: П. И. Чайковском, М. П. Мусоргском, М. И. Глинке, Н. А. Римском-Корсакове, Д. С. Бортнянском, А. П. Бородине. Авторы предлагают нам заглянуть в далекое прошлое и увидеть не убеленных сединами и получивших признание знаменитых композиторов, а маленьких мальчиков. Герои книги – дети. Это начало их пути к познанию величайшего из даров Бога – музыки.
С жизнью и творчеством мэтров музыкальной жизни России XIX века: М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, а также с их современниками знакомит читателей издание Осипова Н. Ф. «Жизни Великих Музыкантов: Эпоха творчества.» (Москва: Поматур, 2002).
«Бетховен. Мейербер. Глинка. Даргомыжский. Серов: Биографические повествования» (Челябинск: Урал LTD, 1998). Биографии, приведенные в книге, были изданы около ста лет назад отдельными книжками Ф. Ф. Павленковым в серии «Жизнь замечательных людей». Писавшиеся «для простых людей», для русской провинции, сегодня они могут быть рекомендованы самой широкой читательской аудитории.

Следующий раздел выставки о жизни и творчестве самого М.И. Глинки.

Здесь хочется отметить книгу известного музыковеда, сотрудника Государственного института искусствознания Е. М. Петрушанской «Михаил Глинка и Италия: загадки жизни и творчества» (Москва: Классика – XXI, 2009). В ней «отец русской профессиональной музыки» предстает перед нами в довольно неожиданной ипостаси. Изучив в итальянских архивах огромное количество ранее недоступных источников, автор убедительно доказывает теснейшую связь музыки Глинки с европейской и, в частности, итальянской культурой, несмотря на все присущее ей национальное своеобразие. Издание снабжено нотными примерами и содержит ряд уникальных, ранее не публиковавшихся иллюстраций.
«Записки М. И. Глинки» (Москва: Гареева, 2004) – любопытнейший документ давно ушедшей эпохи, который полон фактов и деталей, ценных как для биографии гениального композитора, так и для понимания того времени.

Солидный блок экспозиции – оперное творчество М.И. Глинки.

Оперой «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») М. И. Глинка положил начало новому жанру – народной музыкальной драме.

В «Руслане и Людмиле» на первый план выдвинуты величавые образы Киевской Руси, былинного богатырства, красочно представлен мир Востока. После создания этой оперы за композитором исторически закрепилось первенство в создании сказочно-эпического жанра в музыке. Фрагменты из «Руслана и Людмилы» стали мировыми музыкальными шедеврами («Увертюра», «Марш Черномора», «Каватина Людмилы», «Рондо Фарлафа»).

Оперы М.И. Глинки представлены на CD и грампластинках, все это можно прослушать в фонотеке отдела.

В этом же разделе вы найдете клавиры, фортепианные переложения опер, а также уникальный рукописный памятник русской музыкальной культуры издание М. Арановского «Рукопись М. И. Глинки «Первоначальный план» оперы «Руслан и Людмила»: Факсимиле. Расшифровка. Исследование» (Москва: Композитор, 2004). Страницы этой пожелтевшей от времени нотной тетради сохранили для потомков следы великих вдохновений композитора – те исходные музыкальные идеи, из которых затем выросла музыкальная феерия его оперы. Тетрадь содержит эскизы всех важнейших музыкальных номеров и общий драматургический план «Руслана и Людмилы».

Завершает экспозицию раздел, посвящённый романсам и симфоническому творчеству русского гения. К жанру романса Глинка обращался на протяжении всей своей жизни. Особо известные для нас – «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье», «Слышу ли голос твой», «Жаворонок», «Попутная песня» и многие другие. Всего композитором создано около восьмидесяти романсов, в которых он использовал тексты двадцати поэтов. Среди них надо отметить великих русских мастеров слова А. С. Пушкина, А. А. Дельвига, В. А. Жуковского, Е. А. Баратынского.

В симфоническом творчестве Глинки наиболее значимы «Камаринская», две испанские увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», «Вальс – фантазия» и оркестровая музыка к трагедии «Князь Холмский». На выставке представлены нотные и CD-альбомы симфонических, фортепианных и вокальных произведений Глинки.

Предлагаем вам окунуться в мир гениальной русской музыки, приобщиться к шедеврам национального и мирового оперного искусства. Выставка работает до 16 июня.

 

Web-мастерская
weblib@tverlib.ru
© 1998-2014 Тверская областная библиотека им. А.М. Горького
E-mail: lbr@tverlib.ru