Государственное бюджетное учреждение культуры Тверская ордена "Знак Почета" областная универсальная научная
библиотека им. А.М. Горького
 

контакты поиск

КАТАЛОГ БИБЛИОТЕКИ

Продление книг

 



КНИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ
в Тверской областной библиотеке им. А.М. Горького

 

"Я последний романтик ушедшего века"
 к 85-летию Андрея Дементьева

Поэзия тоже наш современник

В областной универсальной библиотеке имени А.М. Горького открылась книжная выставка, посвященная творчеству нашего земляка Андрея Дементьева, отметившего 16 июля свое 85-летие. В экспозиции – сборники поэта, издания песен на его стихи, публикации о его биографии и стихах в периодических изданиях, а кроме того, фотопортрет Екатерины Рождественской из ее знаменитой серии «Реинкарнация». На нем Андрей Дмитриевич предстает в образе романтического Арбенина, героя драмы Лермонтова «Маскарад».

Открывается выставка словами о том, что поэзия тоже наш современник, и «самое страшное в ней – иммунитет. Прививок от жизни быть не может, ни от ее горестей, ни от разочарований. И слово поэта – это всегда соучастие». Все творчество Андрея Дементьева проникнуто именно таким пафосом, а его позиция как автора, человека, пожалуй, только и может быть описана процитированными словами. Они выражают лирический и гражданский пафос его стихотворений, которые появлялись в журналах «Огонек», «Молодая гвардия», «Смена», «Молодой колхозник», газетах «Комсомольская правда», «Литература и жизнь», «Калининская правда», «Смена», альманахе «Родной край». Экспозиция дает представление о творческом пути Дементьева, а все книги, которые предлагают вниманию читателей, повествуют об одной, но магистральной линии, разрабатываемой поэтом в своих стихотворениях, и эта линия связана прежде всего с любовью и добротой. Не случайно автор однажды признался: «Все мои книги – признанья в любви».

С чего все начиналось?

Во-первых, с публикации 1948 года в «Калининской правде» первого стихотворения «Студенту», а во­вторых, с дебютного сборника со скромным названием «Лирические стихи», вышедшего в Калининском издательстве в 1955 году. Эту небольшого формата книжечку в твердом переплете редактировал тогда уже известный калининский поэт Александр Гевелинг. Возможно, под его мудрым руководством в сборнике было выделено несколько разделов. Главный из них, он открывает книгу, – «В родном краю» с программным стихотворением «Счастье», следом идет раздел «Свидание», а завершает поэтическую тетрадь глава «В гостях у друзей», куда вошли переводы Дементьева стихов армянских, абхазских и азербайджанских авторов. Что было дальше? Ответ – на соседнем стенде, где разместилось первое издание поэмы о Валентине Гагановой «Дорога в завтра» (1960). В предуведомлении к ней сказано: «Дорога в завтра» продолжает традицию советской литературы, героями которой становятся реальные люди – наши современники. При этом «Дорога в завтра» – поэма лирическая. С сердечной теплотой пишет автор о В.И. Гагановой и ее друзьях. Важное место занимают в поэме лирические раздумья поэта».

Без таких раздумий поэзия никогда не станет поэзией, а поэтическое высказывание захлебнется в пустоте всевозможных ненужных красивостей. Но Дементьев, кажется, никогда не стремился к внешней красоте стиха. Искренность и неподдельное чувство – вот что всегда водило пером поэта. И здесь уместна еще одна цитата: «Жизнь состоит из мгновений… Есть в нашей жизни мгновения, озаренные светом радости и счастья потрясений, есть мгновения, омытые слезами потерь и разочарований. И поэзия кончиком пера останавливает эти мгновения». В биографическом словаре «Русские писатели XX века», вышедшем в 2000 году в научном издательстве «Большая российская энциклопедия», в статье, посвященной творчеству Андрея Дмитриевича, акцент сделан именно на этой особенности его поэзии. Во многих стихотворениях Дементьева ощутимо влияние романтического восприятия мира: «Поэт с ностальгией вспоминает молодость, потерянных или ушедших из жизни друзей, любимых когда­то женщин… В настоящем поэт видит горечь потерь, прошлое же кажется прекрасным. Так же он воспринимает и будущее. Лирический герой верит, что прекрасный мир подарит ему новую любовь и новое счастье, что в жизни будет еще много счастливых минут…»

Выводы литературоведы строили не на пустом месте. Есть в сборнике Андрея Дементьева «Азарт», за который он был удостоен Государственной премии СССР, стихотворение «Переменчивый мир», где поэт говорит:

Ничего не вернешь...
Даже малого слова.
Ни ошибок,
Ни радостей,
Ни обид.
Только кто­то окликнет меня
из былого,
И душа замирает,
И сердце болит.

Вообще же поэзию объяснить трудно, а может быть, и невозможно, как невозможно удержать в ладонях весенний ветер или свет ночной звезды. А нужно ли ее объяснять? Вот сборник «Глазами любви» 1962 года. Прочитаешь название – и все сразу становится понятно. Людмила Татьяничева писала в свое время, что оно могло бы послужить эпиграфом ко всему творчеству Андрея Дементьева, который смотрит на мир глазами любви – верной, требовательной и высокой. И бескомпромиссной. Все другие книги поэта также имеют знаковые названия. В экспозиции можно найти сборники «Пока я боль чужую чувствую», «Годы любви и дни печали», «Все начинается с любви», «Нет женщин нелюбимых», «Припав к Земле обетованной».

И о чем бы ни писал поэт – о любви к людям, об их радостях и огорчениях, о природе Верхневолжья или о своих молодых современниках, голос его звучит удивительно искренне. Он хорошо чувствует природу, но главной темой в его творчестве стали внутренний мир человека, его жизнь, полная героизма и открытий. Поэт пытается заглянуть в каждое сердце, которое близко и дорого ему своей любовью к Родине, к людям…

В 2003 году в московском издательстве «Эксмо» вышел сборник «Лирика», о котором автор говорил: «Эту книгу лирики я писал всю жизнь – в юности, в зрелую пору… Я часто посвящаю свои стихи друзьям, которых люблю. Близким людям, без которых моя жизнь была бы неполной и, наверно, иной. Это – как доброе слово, которое хочется сказать вовремя. И поэзия для меня – это прежде всего то самое доброе слово…» Впрочем, не только поэзия, но и песня. Первая более чем из ста песен на стихи Дементьева появилась в 1961 году, называлась она «Первый вальс». За ней последовали другие. Евгений Дога, Раймонд Паулс, Евгений Мартынов. На выставке можно познакомиться с нотными изданиями их песен, а также с фильмом «Гордость земли тверской», в котором достойное место занимает и Андрей Дементьев.

Сергей БОЙЦОВ

Источник: Бойцов Сергей. Поэзия тоже наш современник : все стихи Андрея Дементьева – признание в любви  // Тверская Жизнь. – 2013. – 18 июля. – С. 13.: фот. – Режим доступа к электронной версии :  http://www.tverlife.ru/news/69397.html

Web-мастерская
weblib@tverlib.ru
© 1998-2012 Тверская областная библиотека им. А.М. Горького
E-mail: lbr@tverlib.ru