«Он пушкинских героев петь заставил»
16 февраля в секторе музыкально - нотной литературы открылась выставка, посвященная 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Даргомыжского.
А. С. Даргомыжский (1813-1869 гг.) - великий русский композитор, пианист, скрипач, учитель пения, один из основоположников русской классической музыки, мастер вокальной миниатюры, родился 14 февраля в селе Троицкое Тульской губернии. Получив домашнее музыкальное образование, Александр уже в юные годы начал сочинять романсы и инструментальные пьесы. К
18-ти годам он был автором многих сочинений для фортепиано, скрипки, двух квартетов, кантат и романсов. Творчество Александра Сергеевича Даргомыжского оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Вместе с Михаилом Ивановичем Глинкой он является основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого стали многие композиторы.
Вниманию посетителей экспозиции предлагаются книги, монографии о жизненном пути и творчестве композитора, нотные издания, грампластинки. Открывает выставку вторая книга из серии «Гении Земли Русской. Начало пути» Веселовой А. И., вышедшая в издательстве «Союз Художников» г. Санкт- Петербурга. Издание иллюстрировано цветными фотографиями и картинами русских художников. Это рассказы о детских и юношеских годах великих русских композиторов. Книга, несомненно, заинтересует не только преподавателей музыки, начинающих музыкантов, но и любознательных читателей всех возрастов.
Еще одно интересное издание, представленное на экспозиции - монография М.С. Пекелиса «Даргомыжский и его окружение». Это трехтомное исследование, вышедшее в издательстве «Музыка» в 1973г., которое охватывает практически весь период жизни и творчества А.С. Даргомыжского, рассматривает его творческую биографию на широком историческом фоне, раскрывает связь творчества музыканта со своей эпохой. В книге дана характеристика личности великого композитора, эволюции его творчества, приведен анализ важнейших произведений. Издание рассчитано в основном на музыкантов-профессионалов, но вместе с тем доступно и большинству любителей музыки.
Следующий раздел выставки знакомит читателей с клавирами опер А. С. Даргомыжского, а также грампластинками из фондов отдела с записями знаменитых оперных произведений.
Первым крупным сочинением Даргомыжского была опера «Эсмеральда», поставленная в 1847 году на сцене московского Большого театра. В следующем произведении, опере-балете «Торжество Вакха», он обратился творчеству А. С. Пушкина, с поэзией которого в большой степени связаны все его последующие сочинения. Одноименное стихотворение Пушкина послужило основой для оригинальной музыкально-хореографической картины, рисующей радостную встречу бога вина и плодородия.
Вершиной творчества композитора явилась опера «Русалка», законченная в 1855 г. Это первая русская опера в жанре бытовой психологической драмы. В ней автор воплотил одну из многочисленных версий легенды об обманутой девушке, превращенной в русалку и мстящей своему обидчику. Лучшие эпизоды «Русалки» - драматически напряженные сцены-дуэты. В них композитор смело сочетает русские мелодии с выразительной вокальной декламацией.
Особое место в творчестве композитора занимает опера «Каменный гость». Эта последняя работа не была им закончена. Она была дописана Цезарем Кюи и инструментована Н. А. Римским-Корсаковым. Опера и поныне считается одним из самых оригинальных произведений русской музыки.
На протяжении всей своей творческой деятельности Даргомыжский писал музыку к песням и романсам. Их в его сочинительском репертуаре насчитывается более ста. Работая в этом жанре, композитор обращался к поэзии М. Лермонтова, А. Кольцова, А. Дельвига, В. Жуковского, но более всех к творчеству А. С. Пушкина. Экспозиция содержит нотные издания романсов, созданных на стихи великого поэта: «Я вас любил», «Ночной зефир», «Вертоград», «Юноша и дева», «В крови горит огонь желанья» и других, а также симфонических произведений А. С. Даргомыжского.
Ждем всех неравнодушных к творчеству А. С. Даргомыжского до 1 марта!
|