|
Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве в
семье научного работника. В 1957 г. окончил Московский архитектурный
институт. Первые стихи опубликовал в 1958 году. В 1960 г. вышли два
сборника его стихов и поэм: “Парабола” и “Мозаика”. Далее
последовали “Антимиры” (1964), “Соблазн” (1979), “Безотчетное”
(1981), “Россия, Poesia” (1991), “На виртуальном ветру” (1998),
“Стихотворения; Поэмы; Проза” (2000) и др.
Излюбленным поэтическим средством А.
Вознесенского является гиперболическая метафора, а основными жанрами
– лирический монолог, баллада и драматическая поэма. Андрей
Вознесенский обращается, в основном, к интеллектуалам, “физикам и
лирикам”, людям творческого труда и первостепенное значение придает
не социальной и нравственно-психологической проблематике, а
художественным средствам и формам ее постижения и воплощения.
Композиция поэтических книг и отдельных
произведений А. Вознесенского строится чаще всего на принципах
архитектоники, причем, создавая новые циклы и книги, поэт постоянно
в особые разделы выделяет избранное из прежних произведений.
Являясь певцом стремительного движения и
научно-технического прогресса, А. Вознесенский одним из первых
ощутил острую потребность в “тишине” (“Ахиллесово сердце”). Он
писал:
Тишины хочу, тишины…
Нервы, что ли обожжены?
Тишины…
Тишина необходима поэту для общения с природой,
для любви, для внутренней сосредоточенности и размышлений о жизни,
для обретения чувства гармонии. С такой тишиной связана поэма о
любви “Оза”. Тема женственности вообще широко представлена в поэзии
А. Вознесенского: “Свадьба”, “Осень”, “Песня Офелии” и т.д. Без
любви к женщине и острого чувства природы “рушится человек”, а “все
прогрессы – реакционны”.
Великая Отечественная война – одна из важных тем
в поэзии Андрея Вознесенского. Это “Баллада 41-го года”, “Гойя”,
“Ров, “Доктор Осень” и др.
Тема распада проходит через все творчество поэта,
но со временем смысл ее существования изменяется: если в 1960-е гг.
А. Вознесенский говорил о распаде старых, отживших свой век формах
жизни и искусства, то в 1980-е и 1990-е гг. речь идет о распаде
бытийных, жизнестроительных, духовно-нравственных ценностей
(“Рапсодия распада”).
Противоядием против бездуховности и варварства А.
Вознесенский считает поэзию и искусство, подвижническую деятельность
русских интеллигентов и возрождение христианских ценностей.
Творчество А. Вознесенского по своему духу и
художественной структуре глубоко зрелищно, театрально и сценично. На
основе его произведений Ю. Любимов поставил в Театре на Таганке
спектакль “Антимиры”, А. Рыбников написал рок-оперу “Юнона и Авось”,
а М. Захаров поставил ее в Театре им. Ленинского комсомола.
А. Вознесенский много экспериментирует в области
художественной формы: создает “видеомы”, в которых стихи совмещаются
с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями.
Литература:
Русские писатели. XX век: Биобиблиогр. словарь. В 2 ч. Ч.I.- М.,1998.- С.302-305.
Вознесенский А.А. Собрание сочинений. В 5 т.-
М., 2000.
Вознесенский А.А. CASINO “Россия”.- М.,1997.
Вознесенский А.А. На виртуальном ветру.-
М.,1998.
Вознесенский А.А. Стихотворения; Поэмы; Проза.-
М., 2000. |