Леонид Сланевский
«Отчий дом»: Тверские места
в судьбе и стихах поэта Дементьева
За молодежь ручаться не буду, но тверяки
старшего и среднего поколения безошибочно определяют: это же
наш Дементьев! Наш – и хотя поэт уже больше четверти века
живет в Москве, но он продолжает чувствовать себя тверяком.
Именно здесь подслушал он чутким сердцем наши с вами
переживания и ощущения, нашел для них точные слова и
выдохнул вслух: «А я без Волги просто не могу! Как хорошо
малиновою ранью прийти и посидеть на берегу и помолчать
вблизи её молчанья…»
Во всех изданиях его стихов да и в библиографическом
указателе, что выпустила наша областная библиотека им.
Горького ровно 15 лет назад, отмечается, что будущий поэт
родился в Калинине в 1928 году. Уточним, что и город тогда
ещё был Тверью да и ранние детские годы Андрея прошли в
деревне, что была неподалёку. Эти деревенские приметы
рассыпаны во многих его стихах:
Я в памяти своей не одинок.
Меня деревня тоже вспоминает,
Хоть до сих пор я к ней прийти не мог,
И этого она не понимает.
В другом стихотворении слышен очень характерный для поэта
мотив: «Я помню, до войны у нас в деревне старших почитали.
А теперь…» Примечательно, что сам автор признаётся:
«Наверное, эти два начала – сельское и городское – поделили
моё творчество на две части: лирическую и публицистическую.
Мне дорого и то, и другое. Потому что я люблю оба своих
дома. И тот, что в войну сожгли фашисты вместе с моим
детством, и тот, который доживает свои последние дни в
городе…» Эти слова были сказаны в 1978 г. в предисловии к
сборнику стихов «Рождение дня». Остаётся добавить, что
прославленный в песне «отчий дом» до недавнего времени стоял
на ул. Саотыкова-Щедрина (прежней Пивоварской). Теперь это
место возле Военной академии застроено многоэтажными
зданиями.
Одно из самых ярких воспоминаний его детства и юности –
школа, а учился он в шестой калининской школе. Поэт
рассказывал: «Мне очень повезло с учителями. Сейчас, к
сожалению, многих из них уже нет в живых, но все они были
удивительно чуткими и талантливыми людьми. Они не просто
учили нас своим предметам, они старались предать нам свой
нравственный опыт. Каждый из них – будь то преподаватели
литературы Н.Н. Лулаков и Н.П. Павленко, химии – А.Н.
Дмитриева, географии – Н.И. Крылов, математики – Л.В.
Покровская – все хотели видеть нас людьми честными, добрыми
и мужественными. Конечно же, им помогал наш общий учитель –
жестокий и милосердный одновременно – война».
Наверное, для нынешних юных читателей уже необходима
«расшифровка» начала его прекрасного стихотворения «Сердце
учителя»: «Николай Николаевич, отдохните немного. Вы устали
небось: тридцать лет у доски. Скольких Вы проводили отсюда в
дорогу. Не от тех ли разлук побелели виски?…» А ещё недавно
эти строки, посвящённые заслуженному учителю школы РСФСР
Н.Н. Лулакову, часто звучали на школьных вечерах, равно как
и другое его стихотворение «Не смейте забывать учителей!» Да
и весь гуманистический пафос поэзии Андрея Дементьева родом
оттуда – из школы, от совестливых, требовательных и душевно
щедрых людей…
Мы, старшеклассники начала 50-х годов, знали, что наш
тогдашний поэтический кумир учился в местном пединституте,
потом перевёлся в Москву, в писательский вуз, и вот вернулся
«взаправдашним» писателем и стал вести литкружок при
областной библиотеке. Мы почти боготворили своего наставника
за его тогдашние стихи («Белое море», «Яблоня», «Счастье»,
«Первый вальс», «В пути» и др.), не сознавая от некоторой
наивности, технического несовершенства – зато в стихах
подкупала пронзительная искренность, доверительность
интонаций, вычитывалась или угадывалась «прикреплённость»
многих строк, четверостиший, стихотворений к нашим, родным с
детства местам. Вот хотя бы «Белое море»: «…а нам тот пруд
казался морем целым, друзьям-погодкам с улицы моей». Да надо
ли было объяснять, что это же наша речка Лазурь!
Во многих стихах Дементьева звучат наши местные мотивы –
где-то обобщённо, сгущённо, а где-то через конкретные
детали, названия, имена. Назову хотя бы «9 мая в Калинине»,
«Тверское воспоминание», «Мой хлеб», «Торжокские золотошвеи»,
«Калязинская колокольня», «По России водят хороводы», «Два
рыбака», «Волга», «Я рисковал не кончить школу…» и т.д.
Конечно, они неодинакового «калибра», разной эстетической
значимости, но их роднит влюблённость в здешние места, в
природу и людей родного края: «Я родился на Волге, где в
погожие дни нас баюкали волны и будили они…» И состояние
души поэта, как правило гармонирует с настроением и
тональностью происходящего вокруг: «Срывают отчий дом, как
будто душу рушат. Всё прошлое - на слом. Прощаемся с
минувшим…» В концовке стихотворения звучит столь характерная
для его зрелой поэзии философичность: «И дом в последний раз
глядит на всех незряче. То ли жалеет нас, то ль о минувшем
плачет».
Думаю, должной оценки пока не получили крупные вещи поэта,
тоже связанные с нашим краем – лирическая поэма «Мужество»,
посвящённая партизанке Пане Зиматовой из пос. Луковниково, и
лиро-эпическое полотно «Дорога в завтра» о Валентине
Гагановой. Конечно, что-то сегодня видится наивным, что-то
не выдержало испытания временем, но отрицать полностью,
делать вид, что этих произведений вроде бы и не было совсем
– несправедливо и неумно. Негоже мы отворачиваемся от своего
прошлого, а вдумываться, извлекать уроки необходимо.
Как-то у А. Дементьева я вычитал: «Самое страшное в поэзии,
по-моему, иммунитет. Прививок от жизни быть не может – ни от
её горестей, ни от её разочарований. И доброе слово – это
всегда соучастие. Соучастие людей, чувствующих духовную
близость». Ну, что ж, а почему бы и нет?! .Недаром поэт
провозглашает: «Я ненавижу осторожность паинек, входящих
слепо в мир с поводырём!» Сегодня А. Дементьев уже не тот
наивный провинциальный стихотворец, что с одинаковой
лёгкостью и готовностью и шутил, и задевал острые социальные
проблемы, и передавал тонкие оттенки переживаний лирического
героя. Нынешний, умудрённый жизненным опытом, напряжённо
работающий над каждой строкой, художник решительно
освобождается от прежней декларативно-патетической риторики,
«эстрадности». Сегодня палитра поэтических красок его стихов
богата и переливчата, и не случайно разным читателям
импонируют различные грани его дарования, но все они
интегрируются в одном ёмком понятии – азарт к жизни.
Читательские суждения о поэте разноречивы. Одни считают
безоговорочно удачным, сильным лишь то, что он создал,
будучи калининцем (его переезд в Москву состоялся в 1967
г.), а дальше он стал чиновником и поэтом на полставки. Не
могу согласиться с этим! Другие же полагают, что его
домосковский период был только ученичеством, пробой голоса,
а поэзия, мол, началась потом. Тоже неправда! На деле всё
сложнее, диалектичнее – не так однозначно! Вот уже 45 лет
длится его трудный, неровный путь к читателям, есть
творческие победы, случаются ухабы и рытвины, но поэзия
живёт, движется, это состояние души, способ бытия Андрея
Дементьева: «Успею или не успею открыться людям до конца?
Чтоб рядом с песнею моею добрели взгляды и сердца» – так
понимает предназначение поэта наш земляк.
Сланевский, Л.В.
«Отчий дом»: тверские места в судьбе и стихах поэта
Дементьева // Домовой (Тверь). – 1993. – N 7. – С. 34-35.
|