Дорогие друзья!
В Тверской областной библиотеке им. А.М. Горького открылся
клуб любителей книги «Раритет» |
|
7 октября в Деловом информационном центре прошла 2 встреча клуба любителей книги «Раритет» - «Чудо, имя которому книга», посвященная возникновению и развитию книги как величайшего творения человечества: от наскальных рисунков и берестяных грамот до изобретения бумаги и книгопечатания. Книга в ее современном виде возникла не сразу. У нее было немало прообразов в древности. Путешествуя по странам и народам, буквы с камня переходили на папирус, с папируса на восковую дощечку, с восковой дощечки на пергамен или бересту, с пергамена на бумагу.
Система знаков, порядок их расположения и начертания – все это определяло и вид книги и ее суть. В древности существовало два типа книг: лента свиток (Египет, Греция, Рим, государства Древнего Востока) и совокупность пластин, соединяемых в стопу (книги на пальмовых листьях в Индии и на Цейлоне).
История книгопечатания в современном смысле этого слова начинается с того момента, когда стали изготавливать металлические, подвижные, выпуклые буквы, вырезанные в зеркальном отображении. Из них набирали строки и с помощью пресса делали оттиск на бумаге.
Между 1041 и 1049 годами китаец Би Шэн придумал изготавливать наборный шрифт из обожжённой глины, но этот способ получил меньшее распространение, чем ксилография, так как в китайской письменности тысячи иероглифов и поэтому изготовление наборного шрифта было слишком трудоемким.
В Европе наборный шрифт появился во второй трети XV века, и почти все исследователи приписывают его немцу Иоганну Гутенбергу. Вошел в историю он благодаря изобретению книгопечатания с помощью подвижных металлических литер.
Первой датированной первопечатной книгой на Руси является «Апостол» 1564 г. Ивана Федорова. Это издание - подлинный шедевр русской первопечатной книги. Он превосходит по художественной целостности, типографской аккуратности, рисунку шрифта и выверенности набора как ранние «анонимные издания», так и последовавшие издания самого Фёдорова.
Вторая часть встречи была посвящена жизни и деятельности солунских братьев Кирилла и Мефодия – славянских просветителей, создателях славянской азбуки и проповедниках христианства.
От периода деятельности Константина, его брата Мефодия и их ближайших учеников до нас не дошло никаких письменных памятников, если не считать сравнительно недавно обнаруженных надписей на развалинах церкви царя Симеона в Преславе (Болгария). Оказалось, что эти древнейшие надписи выполнены были не одной, а двумя графическими разновидностями старославянского письма. Одна из них получила условное название “кириллицы», другая же получила название “глаголицы” (от старославянского “глагол”, что означает “слово”).
Какая из двух азбук более древняя? Какая из них создана Кириллом? Как и когда появилась другая азбука (раньше или позднее)? Решение этих вопросов затрудняется тем, что переводы самих славянских первоучителей, осуществленные в 9-ом веке, до нас не дошли, и мы не знаем, какой азбукой они были написаны.
Не случайно и в наши дни ведутся споры о двух славянских азбуках, не случайно многие ученые посвящают свою жизнь поискам ответов на вопросы, которые задало нам время.
<< Клуб любителей книги «Раритет» |