А.
П. Чехов в воспоминаниях современников / вступ. ст. А. Туркова; сост.,
подгот. текста и коммент. Н. Гитович. - М.: Худож. лит., 1986. - 735
с.: ил. - (Лит. мемуары).
Сборники воспоминаний о писателе выходили в четырех изданиях
(в 1947, 1952, 1954 и 1960 годах), они уже стали библиографической
редкостью. Здесь читатель мог познакомиться с очерками писателей В. Г.
Короленко и М. Горького, художников К. А. Коровина и И. Е. Репина,
режиссеров В. И. Немировича-Данченко и К. С. Станиславского, артистов
В. В. Лужского и В. И. Качалова и др. Для настоящего издания было
тщательно пересмотрено содержание сборника 1960 года, от некоторых
мемуаров составители отказались. Так были совсем сняты широко известные
воспоминания братьев Чехова (они вошли в сборник «Вокруг Чехова»),
художника, декоратора Московского Художественного театра В. А. Симова,
журналиста и писателя В. А. Гиляровского, беллетриста и драматурга И.
Л. Щеглова, драматурга и режиссера Александринского театра Е. П.
Карпова. Это позволило восстановить в сборнике воспоминания писателя и
близкого приятеля А. П. Чехова И. Л. Леонтьева-Щеглова, писательницы Т.
Л. Щепкиной-Куперник, впервые включить мемуары К. А. Коровина, А. А.
Хотяинцевой, М. Е. Плотова, М. М. Читау, Б. А. Лазаревского, В. А.
Поссе, Н. П. Ульянова, В. П. Тройнова, В. Л. Книппер-Нардова.
А.
П. Чехов в воспоминаниях современников / сост. А. Л. Костин. - М.:
Гелиос АРВ, 2004. - 144 с.
В сборнике помещены статьи, опубликованные в газете «Русское
слово» за 2 июля 1914 года. Этот номер был полностью посвящен памяти А.
П. Чехова. Прошло 10 лет со дня его смерти и редакция разместила на
страницах своего издания воспоминания, очерки и заметки известных
литераторов о Чехове.
Многие из них лично знали писателя, другие высоко
ценили его талант. Авторами этого номера газеты стали И. А. Бунин, А.
С. Грузинский-Лазарев, А. А. Измайлов, А. В. Амфитеатров, С. В.
Яблоновский, К. И. Чуковский.
Вокруг
Чехова / сост., вступ. ст. и примеч. Е. М. Сахаровой. - М.: Правда,
1990. - 656 с.: ил.
В издании представлены наиболее интересные воспоминания об
А. П. Чехове и его окружении, принадлежащие родным писателя — братьям,
сестре, племянникам, а также мемуары о чеховской семье. Первым
мемуарным очерком о Чехове считают воспоминания его брата художника
Николая Чехова. Они были написаны в 1889 году на Украине, куда писатель
привез угасающего от чахотки Николая, и посвящены далеким годам
детства.
Вскоре после смерти Антона Павловича стали появляться в
печати мемуарные очерки его старшего брата Александра. Написанные очень
ярко и образно, они позволяют представить обстановку и людей,
окружавших будущего писателя в его детские годы, воссоздают характеры
всех членов чеховской семьи.
Наибольшую известность в семейной летописи получили мемуары
младшего брата Чехова, Михаила Павловича. Он стал автором ряда
биографических очерков и работ о писателе. В 1933 году была издана
итоговая мемуарная книга «Вокруг Чехова», охватывающая всю жизнь его
знаменитого брата. На страницах книги читатель встречается не только с
Антоном Павловичем, но его семьей и родственниками, а также с теми, кто
был «вокруг Чехова», с кем он был связан дружескими, творческими и
деловыми отношениями. Это таганрогские друзья-гимназисты, издатели,
товарищи по университету, знаменитые актеры, писатели и художники.
Среди них Л. Толстой, Д. Григорович, В. Короленко, П. Чайковский, И.
Левитан и многие другие. Имеют большую ценность воспоминания Михаила
Павловича о постановке чеховских пьес, творческой истории ряда
чеховских произведений.
Воспоминания Марии Павловны также охватывают почти
всю жизнь Чехова, в чем-то совпадая с книгой Михаила Павловича «Вокруг
Чехова». Но о многом знала и могла рассказать лишь сестра Чехова. Она
была близкой подругой Лидии Стахиевны Мизиновой и в своих мемуарах
повествует о том, как складывались отношения брата и «прекрасной Лики»,
о ее любовной трагедии. История Лики нашла отражение в пьесе «Чайка».
Не меньший интерес читателей вызовет и история отношений А. П. Чехова с
писательницей Л. А. Авиловой.
Далее мемуарную чеховскую летопись продолжает
следующее поколение Чеховых — сын Александра Павловича Михаил и дети
Михаила Павловича Евгения и Сергей.
История чеховской семьи, с которой познакомится читатель
настоящего сборника, охватывает 160 лет, - от 1825 года, когда в семье
крепостного Егора Чехова родился сын Павел, и до середины 80-х годов ХХ
века. Несомненно, она очень важна для полного понимания личности и
творчества А. П. Чехова.
Литературное
наследство. Т. 68. Чехов. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. - 974
с.: ил.
Воспоминания о Чехове занимают четвертый раздел настоящего
тома. В них отражены различные этапы жизни писателя — от детства
(воспоминания Н. П. Чехова и сестры гимназического товарища Чехова М.
Д. Дросси-Стейгер) до последних лет жизни (воспоминания лечащего врача
И. Н. Альтшуллера). Среди лиц, вспоминающих о своих встречах с Чеховым,
художники К. А. Коровин, З. Е. Пичугин и А. А. Хотяинцева, артистки К.
А. Каратыгина и М. К. Заньковецкая, писатели Н. В. Голубева, А. С.
Яковлев и др. Воспоминания сахалинского служащего А. С.
Фельдмана «Чехов на Сахалине» являются единственными, относящимися к
периоду пребывания писателя на о. Сахалине. Специально для настоящего
тома написаны воспоминания Е. П. Пешковой. Здесь же печатаются имеющие
мемуарный характер разделы из незавершенной книги о Чехове И. А.
Бунина, опубликованной посмертно его вдовой.
Чехов
и театр / сост., вступ. ст. и коммент. Е. Д. Суркова. - М.: Искусство,
1961. - 593 с.: ил.
В сборник вошли письма и фельетоны, в которых
писатель касается театральной темы, а также воспоминания современников
о Чехове-драматурге. Связи с театром, начавшиеся еще с постановок
ранних пьес Антона Павловича и с дружеских отношений со многими
крупнейшими актерами того времени, упрочились в последний период жизни,
когда его произведения ставились в Московском Художественном театре и
когда он близко сошелся со Станиславским, Немировичем-Данченко и
ведущими актерами этого театра. По свидетельству современников Чехова,
актеров и театральных деятелей, он принимал живейшее участие в
организации МХТ.
Часто бывал на репетициях тех пьес, которыми
началась история театра, делал указания для исполнения отдельных ролей,
сцен, вникал в многочисленные подробности театральной жизни. «На
спектакль он приходил всегда задолго до начала. Он любил прийти на
сцену смотреть, как ставят декорации. В антрактах ходил по уборным и
говорил с актерами о пустяках. У него всегда была огромная любовь к
театральным мелочам — как спускают декорации, как освещают, и когда при
нем об этих вещах говорили, он стоит, бывало, и улыбается» -
писал К. С.
Станиславский.
Близкий приятель А. П. Чехова, писатель И. Л.
Леонтьев (Щеглов) вспоминал, что «драматургом же сделался он [Чехов],
можно сказать, нечаянно, попав однажды в театр Корша на представление
заигранной пьески «Победителей не судят»... У Корша отличались г-жа
Рыбчинская и г. Соловцов. Соловцов, своей дюжей фигурой, зычным голосом
и резкой манерой подходившей как нельзя более к заглавной роли,
настолько понравился Чехову, что у него, как он сам мне рассказывал,
явилась мысль написать для него роль... нечто вроде русского медведя.
Таким образом появился на свет водевиль «Медведь» - чеховский
театральный первенец, жизненностью и оригинальностью оставивший далеко
за флагом своих шаблонных водевильных сверстников».
Истории провала в Александринском театре первой постановки
чеховской
«Чайки» в 1896 году посвящены воспоминания И. Н. Потапенко и Е. Карпова.
Из
мемуарных
зарисовок К. С. Станиславского, В. И.
Немировича-Данченко, актеров О. Л. Книппер-Чеховой, В. Ф.
Комиссаржевской, М. П. Лилиной, В. И. Качалова, Л. М. Леонидова, В. В.
Лужского и др. немало узнаем о трактовке Чеховым отдельных образов его
пьес, о его понимании задач искусства.
|