Мемуарная литература об Антоне Павловиче Чехове
весьма
обширна и очень
популярна. С писателем при жизни были знакомы несколько сот его
современников. Это не только родственники, приятели по
гимназии, по Московскому университету, по редакциям юмористических
газет, где он сотрудничал. Биография Чехова связана с именами многих
выдающихся деятелей русской литературы и искусства. В числе близких ему
людей были Левитан, Репин, Бунин, Толстой, Горький, Станиславский,
Короленко, Телешов и др.
Как художник и как человек Чехов представлял для своих
современников
глубочайший интерес. В их записях, имеющих порой не только
историко-литературное, но и художественное значение, раскрывается
внутренний мир писателя, характеризуется его отношение к важнейшим
событиям эпохи, приводятся существенные страницы его
биографии. Благодаря мемуарам стало ясно, что путь Чехова —
это путь сознательного творческого самосовершенствования, основанный на
трезвом анализе, исследовании жизни и любви как высшем проявлении
сочувствия к людям и миру в целом. Именно мемуаристы первыми заговорили
о Чехове как философе русской жизни, о пушкинской свободе его духа, его
врожденном стремлении к красоте и чуткости к чужой боли, честном
мужественном взгляде на жизнь, о цельности его творческого пути.
Между тем воспоминания современников далеко не
равноценны ни
в литературном отношении, ни по тому материалу, который они дают для
понимания Чехова. Часть из них является всего лишь краткими сообщениями
о встречах авторов воспоминаний с писателем, иногда об отдельных
эпизодах его жизни. Другая часть порой переполнена бытовыми
подробностями или житейскими фактами. В воспоминаниях встречаются
неверные ракурсы, своеобразные искажения, следы субъективной оценки
отдельных сторон творчества Чехова, фактов его жизни. В сущности здесь
нет ни предумышленной неправды, ни расчетливого лжесвидетельства,
просто автор не всегда мог осознать масштаб писателя, подняться до его
высоты. Так в свое время вызвали громкий скандал мемуары ныне совсем
забытого литератора Н. М. Ежова, опубликованные впервые в
1909 году. Многие критики указывают на субъективность мемуаров Л. А.
Авиловой.
У некоторых мемуаристов не было духовной близости с Чеховым
и глубокого
понимания эпохи, которые необходимы для полного и всестороннего
освещения образа писателя. Значение таких мемуаров — в сообщаемых ими
фактах, в материале, который они дают для знакомства с биографией
писателя. Подлинный же образ Чехова, глубокое понимание его
разностороннего духовного мира дают те современники, которые были
близки Чехову по творческим устремлениям и понимали его роль
в истории русской литературы. Полнее и глубже других это сделали такие
крупные фигуры своего времени, как Горький, Бунин, Немирович-Данченко,
Короленко и др.
Подробный анализ всего
комплекса мемуарной литературы об А. П. Чехове делают исследователи:
Бушканец Л. Е. Какие мемуары написаны о Чехове и можно ли им
верить? // Чеховиана. Из века ХХ в ХХI : итоги и ожидания. - М., 2007.
- С. 206-230.
Котов А. К. А. П. Чехов в воспоминаниях
современников // Котов А. К. Статьи о русских писателях. - М., 1986. -
С. 124-155.
Полоцкая Э. А. Библиография воспоминаний о Чехове
: [вступ.
ст.] // Литературное наследство. - М., 1960. – Т. 68. - С.
881-885.