Лирика Анны Ахматовой – неотъемлемая
часть нашей национальной культуры, А. Твардовский |
Анна Ахматова: pro et contra: антология: в 2 т. / вступ. ст. Н. Н. Скатова; сост., коммент., послесловие С. А. Коваленко.- СПб.: Рус. Христиан. гуманитар. акад., 2001 – 2005. – (Русский путь). О стихах Анны Ахматовой говорить особенно трудно, и мы не боимся признаться в этом. Отметив их очаровательную интимность, их изысканную певучесть, хрупкую тонкость их как будто небрежной формы, мы все-таки ничего не скажем о том, что составляет их обаяние. Стихи Ахматовой очень просты, немногоречивы, в них поэтесса сознательно умалчивает о многом – едва ли не это составляет их главную прелесть. В. Ходасевич Трагизм и скрытое тайное величье своих стихов Ахматова, вероятно, чувствовала сама. Оттого она и «подвывала», читая их, что хотела сказать больше текста, - и только иногда, поняв невозможность этого, переходила на речь подчеркнуто сухую и трезвую, будто махнув рукой. Трагизм чувствовали и все, глядевшие на нее, - на этот ее необычайный облик, с открытыми, угловатыми плечами, неизменной «ложноклассической» шалью, влачащейся по полу, горькой складкой у рта и взглядом, так удивительно верно переданном в известном анненковском рисунке. Это было действительно «явление», которое врезывается в память навсегда. Г. Адамович Говорить о высоких достоинствах поэзии Анны Ахматовой не приходится. Ее поэзия давно оценена. Уже несколько десятилетий как Ахматова – эта былая «насмешница» и «царскосельская веселая грешница» - ушла от своей прежней главной темы – любовной лирики, став поэтом разных и больших тем: война, родина иль свобода, Россия, диалог с прошлым Серебряным веком. … От камерности – к всероссийскому голосу. К голосу ясному, всеми слышимому и по-пушкински в своей высокой простоте незримо сложному, что дается только большим поэтам. Р. Гуль В начале творческой жизни ее огромный музыкально-лирический
дар сказался главным образом в любовных стихах. Здесь власть ее лирики
была беспредельна. Молодежь двух или трех поколений влюблялась, так сказать,
под аккомпанемент стихотворений Ахматовой, находя в них воплощение своих
собственных чувств. …И всегда ее поэзия питалась, даже в первоначальных
стихах, чувством родины, болью о родине…
К. Чуковский Как и любовь, как и Россия, вера для нее - не «тема» и не «проблема», не что-то внешнее, о чем можно страдать, соглашаться, не соглашаться, раздумывать, мучиться. Это снова что-то очень простое, ее почти «бабья вера», которая всегда живет, всегда присутствует, но никогда не «отчуждается» в какую-то внешнюю проблему. Ни пафоса, ни громких слов, ни торжественных славословий, ни метафизических мучений. Эта вера светит изнутри и изнутри не столько указывает, сколько погружает все в какой-то таинственный смысл. Прот. А. Шмеман |
Виленкин В.
Видел я в архиве Анны Андреевны и листочки с набросанными карандашом схемами размеров – то анапеста, то амфибрахия. Все это в той или иной степени носит на себе следы работы поэта, иной раз, по-видимому, требовавшей неоднократных возвратов, работы мучительной, а то и приводившей в отчаяние (вспомним, как у нее это бывало: «Ушло, и его протянулись следы // К какому-то крайнему краю, // А я без него … умираю»). Знаки пропущенного – забытого или еще не найденного, еще не расслышанного, не «выловленного», как она говорила, из «гула», из «лепета», из того «тайного», что «бродит вокруг» и постоянно грозит «безмолвием сделаться снова», - все это не случайные, а почти постоянные атрибуты творческой мастерской Анны Ахматовой.
|
Гончарова Н. Г. «Фаты либелей», «судьбы книг», оказываются глубоко значимы: они рассказывают о том, как время и государство обошлось с поэтом, и они же свидетельствуют, как бесконечно усталая, уже старая и больная женщина мужественно продолжала свою почти безуспешную и почти никому неизвестную борьбу за «пречистое слово» - за право предстать перед современниками тем, кем она была, невзирая на навешиваемые ярлыки: великим русским гражданским поэтом-философом, прошедшим тернистый путь «настоящего двадцатого века» вместе со своим народом. |
Казанцева А. А. Диалог Гумилева и Ахматовой, развернувшийся на страницах
их поэзии, раскрывает трагические картины жизни двух крупных русских
поэтов XX века. За декоративно-экзотической поэзией Гумилева и прозрачной
лирикой ранней Ахматовой, с неповторимыми разговорными интонациями и
непосредственностью чувств, скрывается мир переживаний сильных натур
– цельных, страдающих и преодолевающих препятствия. Поэтический мир каждого
демонстрирует индивидуальность и неповторимость личности, вступившей
в противоборство, из которого каждый, по-своему, вышел победителем. |
Кац Б. Связав союзом «и» музыкальное искусство с именем поэта, мы получаем возможность говорить по крайней мере о трех темах: «музыка в жизни поэта», «музыка в творчестве поэта», «преломление творчества поэта в музыкальном искусстве».
или – о музыке же – из посвященного Д. Д. Шостаковичу стихотворения:
чтобы представить, сколь важное место отводила Ахматова музыке среди «всех впечатлений бытия». |
Кормилов С. И. Поэзия Ахматовой являет собой небывалый синтез нежной женственности и доходящей до героизма мужественности, тонкого чувства и глубокой мысли, эмоциональной выразительности и редкой для лирика изобразительности (наглядности, представимости образов), краткости и исключительной смысловой емкости, предельной словесной точности и недоговоренности, предполагающей широчайшие ассоциации, острого ощущения современности, «бега времени», постоянной памяти о прошлом (своем личном и общезначимом) и поистине пророческого предвидения, неповторимо индивидуального и социального, имеющего важнейшее значение для народа и всего человечества, национального и приобщающего к мировой культуре, смелого новаторства и укорененности в традициях. Такой многослойный синтез характеризует ахматовскую поэзию как одно из вершинных явлений литературы ХХ века, который сделал возможным соединение того, что прежде казалось несоединимым. |
Малюкова Л. Н. Большой поэт – всегда неизъяснимо влекущая тайна. В нем, как в прекрасной сказке, есть все: и душа, и мысли, и сердце. Но только сказки всегда имеют счастливый конец, судьба российского поэта трагична… Устояли немногие. А. Ахматова была одной из них… Чем была жива ее многострадальная душа? Как удалось сохранить свое личное «Я» и с достоинством пронести его через жестокие годы тоталитарного режима? Ответы на все эти вопросы – в ее поэзии. В ней ключ к личности А. Ахматовой и к сокровенным тайнам ее поэтического мастерства. |
Павловский А. И. Анна Ахматова: жизнь и творчество / А. И. Павловский. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.: ил. Если не стремиться обязательно определить все стороны ахматовского творчества в разные периоды, а выделить самое основное, то можно говорить о двух основных чертах, обрисовывающих ее характерный облик. Это, во-первых, фрагментарность поэтической речи, которая для нее характерна от «Вечера» до комаровских набросков. А во-вторых, стремление – всегдашнее у Ахматовой – охватить мир в его огромности, целостности. Такое сочетание – фрагмента душевной жизни личности и мирового контекста – совершенно парадоксально, и вряд ли у кого из современников Ахматовой оно было выражено с такой последовательностью и даже наглядностью. |
Петербургские сны Анны Ахматовой: «Поэма без героя»: (опыт реконструкции текста) / сост., вступ. ст., реконструкция текста и коммент. С.А. Коваленко. – СПб.: Росток, 2004. – 368 с. Над «Поэмой без героя» Ахматова работала около четверти
века. Началом ею обозначен конец 1940 года, а последний раз она обратилась
к тексту 19 апреля 1965 года, вписав в него новую строфу. Однако не эта,
точно обозначенная дата, является временем завершения работы над поэмой
как произведением целостным, уже готовым к суду читателя. |
Служевская И. В судьбе Ахматовой 1925 год обладает особым статусом не только потому, что судьбой этой впервые распорядилось постановление ЦК, но и потому, что «Музой» и «Лотовой женой» (1924) закончился первый, ранний этап ахматовской поэзии. Говоря о новом голосе и новом почерке, появившихся спустя десятилетие, Ахматова, безусловно, права. Тридцатые годы в ее поэтической судьбе – самое неожиданное, баснословное время. |
Хейт А. Жизнь и творчество Анны Ахматовой отражает рост ее понимания и самопознания. Если бы на какой-то миг она потеряла способность превращать сырье своей жизни в поэтическую биографию, то оказалась бы сломленной хаотичностью и трагедийностью происходившего с ней. Триумфальное шествие в конце жизни по Европе – Таормина и Оксфорд – было для Ахматовой не столько личной победой, сколько признанием внутренней правоты поэта, которую отстаивала она и другие. И почести, которыми осыпали ее на Сицилии и в Англии, воспринимались ею не только как личные – они воздавались и тем, кто не дожил до этого, как Мандельштам и Гумилев. Она принимала их как поэт, познавший, что на самом деле значит быть русским поэтом в эпоху, которую она называла «Настоящим Двадцатым Веком». |
На главную |