Лирика Анны Ахматовой – неотъемлемая
часть нашей национальной культуры,
одна из живых и не утрачивающих свежести ветвей на древе великой русской поэзии
А. Твардовский
|
|
Анна Ахматова: pro et contra: антология:
в 2 т. / вступ. ст. Н. Н. Скатова; сост., коммент., послесловие С. А.
Коваленко.- СПб.: Рус. Христиан. гуманитар. акад., 2001 – 2005. – (Русский
путь).
О стихах Анны Ахматовой говорить особенно
трудно, и мы не боимся признаться в этом. Отметив их очаровательную интимность,
их изысканную певучесть, хрупкую тонкость их как будто небрежной формы,
мы все-таки ничего не скажем о том, что составляет их обаяние. Стихи
Ахматовой очень просты, немногоречивы, в них поэтесса сознательно умалчивает
о многом – едва ли не это составляет их главную прелесть.
В. Ходасевич
Трагизм и скрытое тайное величье своих стихов Ахматова,
вероятно, чувствовала сама. Оттого она и «подвывала», читая их, что хотела
сказать больше текста, - и только иногда, поняв невозможность этого,
переходила на речь подчеркнуто сухую и трезвую, будто махнув рукой. Трагизм
чувствовали и все, глядевшие на нее, - на этот ее необычайный облик,
с открытыми, угловатыми плечами, неизменной «ложноклассической» шалью,
влачащейся по полу, горькой складкой у рта и взглядом, так удивительно
верно переданном в известном анненковском рисунке. Это было действительно
«явление», которое врезывается в память навсегда.
Г. Адамович
Говорить о высоких достоинствах поэзии Анны Ахматовой
не приходится. Ее поэзия давно оценена. Уже несколько десятилетий как Ахматова
– эта былая «насмешница» и «царскосельская веселая грешница» - ушла от
своей прежней главной темы – любовной лирики, став поэтом разных и больших
тем: война, родина иль свобода, Россия, диалог с прошлым Серебряным веком.
… От камерности – к всероссийскому голосу. К голосу ясному, всеми слышимому
и по-пушкински в своей высокой простоте незримо сложному, что дается только
большим поэтам.
Р. Гуль
В начале творческой жизни ее огромный музыкально-лирический
дар сказался главным образом в любовных стихах. Здесь власть ее лирики
была беспредельна. Молодежь двух или трех поколений влюблялась, так сказать,
под аккомпанемент стихотворений Ахматовой, находя в них воплощение своих
собственных чувств. …И всегда ее поэзия питалась, даже в первоначальных
стихах, чувством родины, болью о родине…
…О чем бы она ни писала, всегда в ее стихах ощущается упорная дума об исторических
судьбах страны, с которой она связана всеми корнями своего существа. Ей не
нужно было ничего забывать, ни от чего отрекаться, ей не приходилось преодолевать
в себе какие-нибудь закоренелые навыки, чтобы во время войны, в самое мрачное
время кровавого разгула врагов, создать с обычным своим лаконизмом бодрящие
и вдохновляющие строки:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
К. Чуковский
Как и любовь, как и Россия, вера для нее - не «тема» и
не «проблема», не что-то внешнее, о чем можно страдать, соглашаться, не
соглашаться, раздумывать, мучиться. Это снова что-то очень простое, ее
почти «бабья вера», которая всегда живет, всегда присутствует, но никогда
не «отчуждается» в какую-то внешнюю проблему. Ни пафоса, ни громких слов,
ни торжественных славословий, ни метафизических мучений. Эта вера светит
изнутри и изнутри не столько указывает, сколько погружает все в какой-то
таинственный смысл.
Прот. А. Шмеман

|
Виленкин В.
В сто первом зеркале / В. Виленкин. – 2-е изд., доп. – М.: Сов. писатель, 1990.
– 334 с.: ил.

Видел я в архиве Анны Андреевны и листочки с набросанными
карандашом схемами размеров – то анапеста, то амфибрахия. Все это в той
или иной степени носит на себе следы работы поэта, иной раз, по-видимому,
требовавшей неоднократных возвратов, работы мучительной, а то и приводившей
в отчаяние (вспомним, как у нее это бывало: «Ушло, и его протянулись
следы // К какому-то крайнему краю, // А я без него … умираю»). Знаки
пропущенного – забытого или еще не найденного, еще не расслышанного,
не «выловленного», как она говорила, из «гула», из «лепета», из того
«тайного», что «бродит вокруг» и постоянно грозит «безмолвием сделаться
снова», - все это не случайные, а почти постоянные атрибуты творческой
мастерской Анны Ахматовой.
|

Гончарова Н. Г.
«Фаты либелей» Анны Ахматовой / Н. Г. Гончарова. – М.; СПб.: Летний сад: Рос.
гос. б-ка, 2000. – 680 с.: ил.
«Фаты либелей», «судьбы книг», оказываются глубоко значимы:
они рассказывают о том, как время и государство обошлось с поэтом, и
они же свидетельствуют, как бесконечно усталая, уже старая и больная
женщина мужественно продолжала свою почти безуспешную и почти никому
неизвестную борьбу за «пречистое слово» - за право предстать перед современниками
тем, кем она была, невзирая на навешиваемые ярлыки: великим русским гражданским
поэтом-философом, прошедшим тернистый путь «настоящего двадцатого века»
вместе со своим народом.
|

Казанцева А. А.
Анна Ахматова и Николай Гумилев: диалог двух поэтов / А. А. Казанцева.- СПб.:
Росток, 2004. – 336 с.
Диалог Гумилева и Ахматовой, развернувшийся на страницах
их поэзии, раскрывает трагические картины жизни двух крупных русских
поэтов XX века. За декоративно-экзотической поэзией Гумилева и прозрачной
лирикой ранней Ахматовой, с неповторимыми разговорными интонациями и
непосредственностью чувств, скрывается мир переживаний сильных натур
– цельных, страдающих и преодолевающих препятствия. Поэтический мир каждого
демонстрирует индивидуальность и неповторимость личности, вступившей
в противоборство, из которого каждый, по-своему, вышел победителем.
Ахматова прожила долгую жизнь, в значительной мере реализовав свои творческие
возможности, обрела славу национального поэта и всемирное признание. Жизнь
Николая Гумилева была насильственно прервана на пороге качественно нового периода
творческого развития, а точнее взлета…
Можно найти много примеров сходства образов, мотивов, художественного видения
в творчестве двух поэтов, но влияние А. Ахматовой на свою жизнь – человека
и поэта – исчерпывающе определил сам Гумилев: «Ты научила меня верить в Бога
и любить Россию».
|

Кац Б.
Анна Ахматова и музыка: исслед. очерки / Б. Кац, Р. Тименчик.- Л.: Сов. композитор, 1989.- 336 с.: ил.
Связав союзом «и» музыкальное искусство с именем поэта, мы получаем возможность говорить по крайней мере о трех темах: «музыка в жизни поэта», «музыка в творчестве поэта», «преломление творчества поэта в музыкальном искусстве».
Предлагаемая книга затрагивает все три названные темы, но в разной мере и разным образом, и тому есть определенные причины.
Достаточно вспомнить такие ахматовские строки, как:
И музыка со мной покой делила,
Сговорчивей нет в мире никого, -
или – о музыке же – из посвященного Д. Д. Шостаковичу стихотворения:
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти бояться, -
чтобы представить, сколь важное место отводила Ахматова музыке среди «всех впечатлений бытия». |

Кормилов С. И.
Поэтическое творчество Анны Ахматовой: в помощь старшеклассникам, абитуриентам,
преподавателям / С. И. Кормилов. – 3-е изд. – М.: Изд-во МГУ; Самара: Изд-во
«Учебная литература», 2004.- 128 с. – (Перечитывая классику).
Поэзия Ахматовой являет собой небывалый синтез нежной
женственности и доходящей до героизма мужественности, тонкого чувства
и глубокой мысли, эмоциональной выразительности и редкой для лирика изобразительности
(наглядности, представимости образов), краткости и исключительной смысловой
емкости, предельной словесной точности и недоговоренности, предполагающей
широчайшие ассоциации, острого ощущения современности, «бега времени»,
постоянной памяти о прошлом (своем личном и общезначимом) и поистине
пророческого предвидения, неповторимо индивидуального и социального,
имеющего важнейшее значение для народа и всего человечества, национального
и приобщающего к мировой культуре, смелого новаторства и укорененности
в традициях. Такой многослойный синтез характеризует ахматовскую поэзию
как одно из вершинных явлений литературы ХХ века, который сделал возможным
соединение того, что прежде казалось несоединимым.
|

Малюкова Л. Н.
Анна Ахматова. Эпоха. Личность. Творчество. / Л. Н. Малюкова. – Таганрог: Изд-во
«Таганрогская правда», 1996. – 183 с.
Большой поэт – всегда неизъяснимо влекущая тайна. В
нем, как в прекрасной сказке, есть все: и душа, и мысли, и сердце. Но
только сказки всегда имеют счастливый конец, судьба российского поэта
трагична… Устояли немногие. А. Ахматова была одной из них… Чем была жива
ее многострадальная душа? Как удалось сохранить свое личное «Я» и с достоинством
пронести его через жестокие годы тоталитарного режима? Ответы на все
эти вопросы – в ее поэзии. В ней ключ к личности А. Ахматовой и к сокровенным
тайнам ее поэтического мастерства.
|

Павловский А. И. Анна Ахматова: жизнь
и творчество / А. И. Павловский. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.: ил.
Если не стремиться обязательно определить все стороны
ахматовского творчества в разные периоды, а выделить самое основное,
то можно говорить о двух основных чертах, обрисовывающих ее характерный
облик. Это, во-первых, фрагментарность поэтической речи, которая для
нее характерна от «Вечера» до комаровских набросков. А во-вторых, стремление
– всегдашнее у Ахматовой – охватить мир в его огромности, целостности.
Такое сочетание – фрагмента душевной жизни личности и мирового контекста
– совершенно парадоксально, и вряд ли у кого из современников Ахматовой
оно было выражено с такой последовательностью и даже наглядностью. |

Петербургские сны Анны Ахматовой: «Поэма
без героя»: (опыт реконструкции текста) / сост., вступ. ст., реконструкция
текста и коммент. С.А. Коваленко. – СПб.: Росток, 2004. – 368 с.
Над «Поэмой без героя» Ахматова работала около четверти
века. Началом ею обозначен конец 1940 года, а последний раз она обратилась
к тексту 19 апреля 1965 года, вписав в него новую строфу. Однако не эта,
точно обозначенная дата, является временем завершения работы над поэмой
как произведением целостным, уже готовым к суду читателя.
Датой завершения поэмы Ахматова назвала рубеж 1963 года, когда она вписала
в свой рабочий экземпляр потаенные строфы, заполнив до времени заменявшие их
«пустоты», отмеченные в тексте отточиями. Строфы эти она назвала «крамольными»,
в течение многих лет не доверяя их бумаге. Присутствовали они в ее сознании
и в памяти нескольких близких, доверенных лиц. Теперь акт свободного авторского
волеизъявления и стал временем завершения поэмы. |

Служевская И.
Китежанка. Поэзия Ахматовой: тридцатые годы / Ирина Служевская. – М.: Новое
лит. обозрение, 2008. – 136 с.
В судьбе Ахматовой 1925 год обладает особым статусом
не только потому, что судьбой этой впервые распорядилось постановление
ЦК, но и потому, что «Музой» и «Лотовой женой» (1924) закончился первый,
ранний этап ахматовской поэзии. Говоря о новом голосе и новом почерке,
появившихся спустя десятилетие, Ахматова, безусловно, права. Тридцатые
годы в ее поэтической судьбе – самое неожиданное, баснословное время.
|

Хейт А.
Анна Ахматова: поэтическое странствие. Дневники, воспоминания, письма А. Ахматовой
/ Аманда Хейт; пер. с англ; предисл. А. Наймана. – М.: Радуга, 1991.- 383 с.
Жизнь и творчество Анны Ахматовой отражает рост ее понимания и самопознания.
Если бы на какой-то миг она потеряла способность превращать сырье своей жизни
в поэтическую биографию, то оказалась бы сломленной хаотичностью и трагедийностью
происходившего с ней. Триумфальное шествие в конце жизни по Европе – Таормина
и Оксфорд – было для Ахматовой не столько личной победой, сколько признанием
внутренней правоты поэта, которую отстаивала она и другие. И почести, которыми
осыпали ее на Сицилии и в Англии, воспринимались ею не только как личные
– они воздавались и тем, кто не дожил до этого, как Мандельштам и Гумилев.
Она принимала
их как поэт, познавший, что на самом деле значит быть русским поэтом в эпоху,
которую она называла «Настоящим Двадцатым Веком».
|
 |